Так было угодно судьбе распорядиться, что когда началась война в Чечне, в частности в Грозном, Раевский стал искать новое пристанище и работу в разных городах бывшего СССР, в том числе и Кирове. Его здесь с радостью приняли. Ровно 20 лет он служил верой и правдой кировскому зрителю. Валерия Александровича не стало 24 апреля 2014 года. Сейчас симфонический оркестр носит имя дирижера, а «встал у руля» Константин Маслюк, руководивший ранее камерным оркестром. Сейчас на попечении Константина Александровича сразу два «детища».
Концерт состоялся в субботний вечер 17 февраля, именно в этот день и родился Раевский. Кстати, день рождения он всегда отмечал только на сцене со своими любимыми музыкантами. В Вятскую филармонию в этот зимний вечер пришли многие почитатели таланта Валерия Александровича. В знаменательном юбилейном концерте прозвучали следующие произведения великих композиторов: Франц Шуберт - симфония № 8 «Неоконченная», Джузеппе Верди - сцены и арии из опер, Сергей Рахманинов - кантата «Весна», «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром. Выступили солисты - москвичка Ольга Полторацкая (сопрано), Алексей Чувашов (баритон) из Санкт- Петербурга, в прошлом наш земляк и Алексей Набиулин (фортепиано). Главный дирижёр - лауреат международных конкурсов Константин Маслюк. В концерте принял участие смешанный хор КОКМИ имени И. В. Казенина (руководитель – Татьяна Каргапольцева).
«Посвящается маэстро» - так звучит сегодня название нашей концертной программы, она дань памяти, огромного уважения всех музыкантов и любителей музыки нашего края- главному дирижеру Вятского симфонического оркестра, заслуженному артисту России, заслуженному деятелю искусств Чечено-Ингушской АССР, почетному гражданину Кирова Валерию Раевскому, - так начала свое вступление ведущая концерта Елена Преснецова,
- Валерий Александрович возглавлял Вятский симфонический оркестр на протяжении 20 лет. Благодаря его таланту дирижёра и руководителя оркестр сложился в жизнеспособный творческий коллектив, обрел профессиональный статус и занял ведущее место в музыкально - культурном пространстве нашего региона. Одаренный музыкант, яркая, харизматичная, энциклопедически образованная личность -Валерий Александрович не только был инициатором крупных музыкальных проектов, многие из которых осуществлялись в нашем городе впервые, силой своего ума и характера, человеческого обаяния, смелости, веры в коллег музыкантов он умел вдохновлять и заражать своими идеями других, вселять в них веру в успех, а значит и в достижение поставленной цели».
«17 февраля – день рождения Валерия Александровича Раевского. Сегодня ему исполнилось бы 80 лет, - продолжила ведущая, - по традиции этот праздник он отмечал концертом вместе с оркестром, со своей публикой, с музыкой, которую по -настоящему любил и которой был предан до конца своих дней. Это традиция - отмечать день рождения Валерия Александровича концертом Вятского симфонического концерта сохраняется и по сей день. В программе вечера прозвучат сочинения, которые были дороги Валерию Александровичу, любимы им и не раз включались им в концертные программы Вятского симфонического оркестра».
Украшением концерта стало выступление лауреата международных конкурсов Ольги Полторацкой. Она не впервые в Кирове и не один раз выступала на одной сцене вместе с дирижером Раевским. Зрители услышали и увидели в ее исполнении сцену и арию Эльвиры из оперы «Эрнани», прелюдию к опере «Травиата», Леоноры из «Силы судьбы», болеро Елены из оперы «Сицилийская вечерня». В перерыве Ольга мне рассказала о маэстро:
«Мой папа, композитор и пианист Виктор Полторацкий. Он и Валерий Раевский очень тесно дружили. Познакомились они в 70-е годы в Ярославле, где Валерий Александрович в то время дирижировал оркестром, а папа приехал на гастроли. С первой же встречи они почувствовали такое родство душ, что казалось, они и выросли вместе. Эту дружбу они пронесли через всю жизнь. Воспринимаю Раевского с самого детства, как родственника. Будучи проездом в Москве, куда бы ни посылала его судьба: в Ярославль, Челябинск, Грозный, Улан-Удэ - год, на стажировку в Вену, он всегда останавливался у нас. Были вечера, полные творческих бесед и обсуждений! Отец играл для своего друга свои новые произведения. Валерий Александрович неизменно был восхищён и в своих концертах очень часто исполнял папину музыку. Помню, как мы торжественно всей семьей, как на праздник пошли в Большой зал Московской консерватории, где Раевский дирижировал Большим симфоническим оркестром им. П. И.Чайковского. До сих пор живы в памяти впечатления этого дня! Любовь и дружба не прекратилась и с безвременной кончиной моего папы в 1985-м году. Валерий Александрович по-прежнему приезжал, и, как родной человек останавливался у нас дома. Всегда поддерживал нашу осиротевшую семью. Когда меня пригласили выступить в сегодняшнем концерте, я с радостью согласилась!»
Во втором отделении свое мастерство показал пианист Алексей Набиулин. Зрители услышали Рахманинова - «Рапсодию на тему Паганини» для фортепиано с оркестром. Кстати, он же выступал с Вятским симфоническим оркестром на торжественной презентации нашего знаменитого кировского рояля. Во втором же отделении принял участие и хор КОКМИ имени И. В. Казенина - один из частых творческих партнеров Раевского, с которым был реализован не один интереснейший совместный проект. Солист - баритон Алексей Чувашов, бывший студент нашего колледжа, окончивший его в 2001 году. Ныне сложившийся музыкант, который живет и работает в Санкт- Петербурге.
В завершении концерта, посвященному Валерию Раевскому, зрители еще долго не отпускали музыкантов и исполнителей, крича: « Браво»! А после концерта я познакомилась с Алексеем. Он тоже не впервые выступает в Вятской филармонии, приезжал несколько лет назад вместе с женой- певицей Светланой Чуклиновой. На выступление Алексея приехала даже его классный руководитель из унинской школы. Алексей Чувашов родился в Кировской области в поселке Уни. В 2001 году окончил дирижерско-хоровое отделение Кировского училища искусств. В 2005 окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова (класс народного артиста РФ Георгия Селезнева), в 2008 – аспирантуру (класс з. а. РФ Киры Изотовой). С 2000 года сотрудничает с Государственным театром оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова, на сцене которого исполнил партии: Ротного («Евгений Онегин»), Соколки («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»), Роберта («Иоланта»), Фиорелло и Фигаро («Севильский цирюльник»), Вагнера и Валентина («Фауст»), Марселя («Богема»), графа Альмавивы («Свадьба Фигаро») и многих других. Помимо этого в различных оперных проектах исполнил партии: Сильвио («Паяцы»), Свата («Русалка»), Щелкалова («Борис Годунов»), Энея («Дидона и Эней»), Уберто («Служанка-госпожа»).
Алексей Чувашов работает с такими дирижерами, как Соболев, Ралко, Куржавский, Чернушенко, Сладковский, Нестеров, Мастранжело. Занимается научной и преподавательской деятельностью, гастролирует по России и Европе.
О своем знакомстве с Валерием Раевским артист с теплотой вспоминает так: «С Валерием Александровичем я познакомился осенью 1997 года. Как раз в это время был юбилей училища, и мы под его руководством исполняли кантату «Москва» Чайковского и оперу «Алеко» с солистами Большого театра. Я пел в хоре, так как учился на дирижерско-хоровом отделении. На весну 1998 года готовился грандиозный проект всей оперы «Евгений Онегин» с солистами Нижегородской оперы, кировским оркестром и хором училища. Валерий Александрович меня услышал. Его класс на третьем этаже находился практически рядом с классом моего педагога по дирижированию Гребенкина. Маэстро и пригласил меня исполнить небольшую партию Ротного в опере «Евгений Онегин». Само исполнение прошло в мае».
«Благодаря оказанному доверию со стороны Валерия Александровича, - продолжает свой рассказ Алексей, - я приобрел уверенность и определенный навык пения с оркестром, работы с высокопрофессиональным дирижером. Позднее были фрагменты из «Онегина», где я уже исполнял титульную роль. Исполнял «Весну» Рахманинова в мае и ноябре 2000 года на сцене училища, позднее выступал на сцене филармонии под контролем Раевского, но дирижировал тогда профессор Куржавский из Нижнего Новгорода. Далее был сольный концерт с оркестром в филармонии, где так же, как и в «Реквиеме» Форе я выступал со своей супругой солисткой Мариинского театра Светланой Чуклиновой. Можно сказать, что мы дружили семьями. Валерий Александрович со своей второй супругой приезжал к нам в гости в Санкт-Петербург, и мы в Кирове заходили к нему в гости. К сожалению, так и не суждено было осуществиться нашим совместным планам. Планировалось уникальное исполнение оратории «Сотворение мира» Гайдна и немецкого «Реквиема» Брамса. Валерий Александрович триумфально выступал около 10 лет назад в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга с оркестром. Публика его тогда долго не отпускала, зрители вереницей несли маэстро цветы».
P.S.Выходя из филармонии, я оглянулась назад. Кировчане после трехчасового концерта спешили домой, обмениваясь впечатлениями об увиденном. Я тоже была знакома с нашим великим маэстро Валерием Раевским. Общалась с ним не один раз, так как три года еще работала фотографом в филармонии. Однажды Валерий Александрович пригласил меня к себе в гости. Мы разговаривали с ним не только о музыке, но и о жизни, каких- то простых обычных вещах. Время промчалось незаметно! И это памятное событие останется со мной на всю жизнь…
Ольга Демина. Фото Ольга Демина.