В России год за годом разрабатывается немало проектов, связанных с этнокультурной спецификой страны, отдельных регионов и малых сообществ. Развал СССР, «этнический Ренессанс» и другие явления 1990-х гг. заострили внимание этнографов и других гуманитариев на обновленных исследованиях народов, в том числе и малочисленных этнических групп, на их роли в жизни государства до XX в. и во время его.
В нашей стране уделяется особое внимание малым этническим и конфессиональным группам. Одна из них – кряшены, или крещеные татары. Они – потомки тех татар, которые приняли православие во второй половине XVI - XVII вв. (старокрешены) и в XVIII в. (новокрещены). Их культура находится с одной стороны между культурой татар-мусульман и русских, удмуртов и мари (православных), с другой стороны. Таких этноконфессиональных групп в России немало.
Подтверждением актуальности проблемы изучения таких сообществ стали итоги конкурса проектов Фонда Президента России в 2017 году. Гранты на реализацию мероприятий среди кряшенов получили сразу три региона, в первом туре - Кировская область, во втором - Татарстан и Удмуртия. Для Кировской области это очень важно, так как кряшенская культура исследовалась в XX веке здесь недостаточно. Вятка в этом вопросе выглядела своеобразной периферией, к примеру, для территории Татарии, где продолжали воспроизводиться довольно яркие варианты крещенской культуры в окружении культур татар-мусульман, удмуртов и мари.
Ирина Юрьевна Трушкова доктор исторических наук, профессор, руководитель научно-исследовательской лаборатории «Этнокультурные процессы в Камско-Вятском регионе», совместной ВятГУ и Удмуртского Института истории, языка и литературы Уральского отделения Российской Академии наук является соавтором проекта, а ныне – его научным руководителем-экспертом. Она рассказала о начатых исследованиях по гранту.
«Благодаря гранту у нас появилась возможность чуть более пристально изучить пограничную культуру кряшен. Основное – это экспедиции по сбору сведений о материальной и духовной культуре крящен. На основе этих знаний возможны реконструкции именно местных вариантов праздников, в том числе – и такого, как Петров день («Питрау»). Поскольку в начале XXI века свидетельств и элементов традиционной культуры остается немного, мы стали искать, кто до нас занимался этой темой. Выяснилось, что до революции немало трудов было написано о миссионерской политике в Поволжье, в том числе – и в среде татарского населения. Показательными в советский период стали экспедиции ученых из Татарской АССР (ныне – Татарстана) в 1972, 1973 и 1990-х годах. Ученые Татарской АССР всегда комплексно изучали многочисленные группы татар, которые проживали не только в нашей округе, но и в Сибири, на Урале, в других территориях», - пояснила Ирина Трушкова.
Мало кто знает, что крещеные татары появились еще со времен походов в Поволжье войск Ивана Грозного. Тогда в состав русских земель вошло Казанское ханство, после чего началась первая волна крещения мусульман. Как замечают исследователи, эта политика была не совсем успешная и помимо силовых, стали использоваться и другие методы. Так, например, крестьянин, который принимал православную веру, мог получить льготы по уплате налогов или освобождался от воинской службы на 10 лет. Его жене дарили подарок в виде красивого головного убора.
В Кировской области кряшены живут в Малмыжском, а также – в Кильмезском и в Вятскополянском районах. Кряшеские поселения эксперты посетили уже в октябре 2017 года. Исследования начались с территории бывшего Малмыжскго уезда. По словам участников экспедиции, районные власти и население очень живо откликнулись, помогали, ведь речь шла об их народной культуре.
«Перед нами стоит такая задача – все-таки выявить наиболее полную картину, включая специфику региона, традиционной культуры крещеных татар, проживающих в Кировской области. Мы ездили в экспедицию со студентами ВятГУ, как волонтерами по проекту. Поразительно то, что крещенские деревни были долгое время мононациональны, хотя еще с 1920-30-х годов наша страна стала занимать одно из первых мест по количеству межнациональных браков. Жизнь в культурном пограничье православной русской и удмуртской, а также татарской мусульманской культур привела к тому, что крещенские сообщества были достаточно сплоченными. По словам старожилов, только после 1991 года в кряшенские поселения стали селиться удмурты, марийцы и даже цыгане. Несмотря на все тяготы жизни в годы коллективизации, у кряшенов обычный сельский уклад сохранялся», - рассказал наш собеседник.
Студенты 2 курса, направления подготовки «Антропология и этнология» ВятГУ с интересом восприняли исследование кряшенских поселений:
«Для нас это была первая экспедиционная поездка. Мы беседовали и проводили опросы с местными жителями, делали замеры традиционной усадьба и многое другое. Поразились, какая интересная культура у разных этнических групп нашего региона».
Отдельно стоит выявить наличие индивидуальных черт в языке и одежде. Судя по литературе, крещенные татары, живущие в пределах Кировской области, относятся к большой диалектной группе – заказанским татарам.
«Можно предположить, что некогда существовали и более мелкие различия – в том числе и в одежде, и в языке. Сами носители культуры говорят, что их язык - татарский, но более ранний. В нем сохранены особенности произношения звуков ранних диалектов, древние слова. В то время как в современном татарском языке больше арабских и упрощенных слов. Местные жители так прониклись работой по гранту Президента РФ, что одна женщина написала на крещено-татарском языке письмо Президенту Владимиру Путину и патриарху Кириллу. Вкратце, это послание содержит благодарность и добрые пожелания в метафоричной форме», - продолжила свой рассказ Ирина Юрьевна.
В изучаемых населенных пунктах в составе Кировской области исследователи пока выявляют специфичные черты национального костюма кряшенов. Так, к примеру, то, что было характерно для крешенов в Елабужском и Мамадышском районах, совсем не обязательно, что бытовало на юге Вятки.
Результаты работы и Отчет этнографической экспедиции в Малмыжский район Кировской области высоко оценены коллегами из Институтов Академии наук из соседних регионов – Удмуртской Республики и Республики Татарстан.
Стоит отметить, что согласно грантовому заданию, в 2018 году Научная лаборатория ВятГУ и УИИЯЛ УрО РАН должна будет выполнить последующие экспедиционные исследования на юге Кировской области вместе со студентами-волонтерами. В общем итоге исследований и реконструкций будет должен появиться восстановленный вариант празднования Петрова дня именно в пределах Малмыжского района, в д. Нослы, планируется провести праздник, организовать Центр крещенской культуры кряшенов.
Фото: nazcolorit.ru, fb.com, mamadysh-rt.ru