Традиции в вятском крае сильны, и Иванова ночь, как и праздник Ивана Купалы — яркое тому подтверждение. Несмотря на то, что праздник этот, по сути, языческий, на Вятке он прижился, трансформировался и полюбился многим. До 1770 года Иванов день был официальным праздником. Его упразднение не стало поводом для того, чтобы народ охладел к нему. По сравнению с Рождеством и Пасхой этот праздник имеет гораздо меньше отношения к церковным торжествам.
Считалось, что в Иванову ночь (ночь накануне Рождества Иоанна Крестителя) нельзя спать до самого рассвета — не только потому, что можно услышать пение эльфов, но прежде всего с целью оберега на весь грядущий год.
Привлекает он своей загадочностью молодых людей и девушек. В глубинке его отмечают с особым шиком: прыжки через костер, расплетания кос, плетение венков и прочие «штучки» из сказочных фильмов не теряют актуальности в век компьютеров и искусственного интеллекта. Торжества в честь праздника начинались вечером и продолжались всю ночь, завершаясь встречей рассвета — восходящего солнца.
Разжигание костров (и тут мы ловим подозрительный взгляд представителей МЧС, припоминая запрет на разведение огня) — первый признак настоящей Ивановой ночи. С давних времен люди верили в то, что огонь способен защитить от злых сил. Сам по себе костер призван был «помочь» солнцу одолеть верхушку неба, он символизировал победу света над тьмой. Разжигая костер и поддерживая его до утра, люди словно приветствовали новое солнце.
Во многих странах до сих пор распространен обычай прыгать через костер, такие игры воспринимались как необходимый обряд очищения. Над костром принято ставить высокую жердь, украшенную венками и листьями или же увенчанную колесом. Сжигание жерди, знаменующее собой уход всего старого и отжившего. Это один из самых торжественных моментов праздника.
Конечно, в наше время многие из обычаев либо забываются, либо совершаются сугубо формально. Однако праздник жив и до сих пор воплощает собой торжество лета, плодородия, расцвет жизненных сил.