Любят у нас в районах панику поднимать на ровном месте. А всё потому, что головы у людей полны предубеждений, заблуждений, суеверий и прочих предрассудков, развеивать которые никто: ни сотрудники местных администраций, ни депутаты соответствующих дум, – совершенно не торопятся. А ведь что такое предрассудок? Из самого слова понятно – это когда нам кто-то что-то шепнул, а мы, дураки, и поверили – без лишнего размышления и критической оценки. То есть когда до нашего головного мозга мысль ещё не дошла, но в спинном уже застряла – и нам покою не даёт, и другим жить мешает.
Вот, к примеру, одни говорят, что если клуб в населённом пункте закрыть – то и населённого пункта не будет. А другие – что если библиотеку закрыть. А третьи – то же самое, но про почту, детский сад, больницу или музей. И никому даже на ум не приходит, что это всего лишь предрассудки, что всё наоборот быть может и даже лучше, чем наоборот, если всех этих заведений раз и навсегда на селе вдруг не окажется.
Вот, скажем, в Омутнинске – как там радовались, что сумели туберкулёзный диспансер от оптимизации спасти! А что теперь имеют? Сплошную головную боль. То один пьяный пациент второму пьяному черепушку проломит, то третий пьяный из окна сиганёт и сам себе рёбра переломает. Детей на улицу страшно без пригляда отпускать с такой, извините, доступной медициной.
Или, вот, в селе Шапта, что в Кикнурском районе – отстояли всем миром музей народного быта. А что в этом музее? «Сидят две девицы – неживые лица: Лыстывий и Дуняша, – пишет газета «Сельские огни», – и приветливо улыбаются всем посетителям». Какое отношение к народному быту имеет девица Лыстывий – судить, конечно, не мне, но жить после того, как я заглянул этой нежити в глаза, мне не захотелось не только в Шапте, но и вообще. «Любые затраты в творческом деле компенсируются результатом, а оный в данном случае превосходит все ожидания», – описывает состояние посетителей музея автор газетной заметки и не лукавит ни в едином слове. Так что если молодёжь, закончив школу, валом повалит из Шапты куда подальше, винить за это надо будет не отсутствие музея, а как раз его наличие.
А вот обратный пример – село Ильинское в Фалёнском районе. Здесь с некоторых пор не осталось ничего – ни клуба, ни медпункта, ни библиотеки, ни почты – один магазин. Зато какая насыщенная, полноценная, а главное – удобная в этом магазине жизнь! Представьте – покупаете вы, например, полкило варёной колбасы – и сразу же, за соседним прилавком, получаете профессиональную консультацию от гастроэнтеролога, потому что медицинские работники в этом селе принимают своих пациентов тоже в магазине. Или, к примеру, отоваривает продавец Тамара Никулина гражданина бутылкой алкоголя – а сотрудники почты, которую привозят сюда же, услужливо протягивают гражданину свежую районную газету, чтобы закуску коцать не на грязном пеньке, а массовики-затейники, у которых здесь тоже центр активности, оперативно организуют праздничную программу, чтобы не без повода пить. Ну, а если вдруг кончились деньги – то и пенсию, к слову сказать, в этом селе выдают тоже тут.
«Получается, что главный человек в Ильинском на сегодняшний день – это продавец, – пишет далее газета «Сельский маяк». – Ведь именно он каждый день утром поворачивает ключ в замке и открывает этот центр цивилизации. Работает магазин с 8 до 13 00. Особенно людно здесь бывает по четвергам, после завоза товара. Традиционная для селян продажа товара «под запись» у местных непопулярна. Они, по словам Тамары Тихоновны, люди интеллигентные и всегда при деньгах».
Тут-то и задумаешься, как правильнее жить: с музеем и медучреждением, но среди гопников и в нищете, или при деньгах и среди интеллигентных людей – пусть даже без почты, без ФАПа, без клуба, без библиотеки и прочих предрассудков.
Автор: Николай Голиков.
Фото из газеты «Сельские огни»