«Масленицу провожаем - света, солнца ожидаем»
По сути, Масленица - это праздник перехода. Православные отмечают переход от Мясоеда к самому строгому за весь год посту, все остальные – переход от зимы к весне. И так эта смена сезонов радует жителя средней полосы России, а особенно нашего северного Кирова, что если бы Масленицы не было, её стоило выдумать.
Поэтому неудивительно, что праздник длится целую неделю – нужно как следует нарадоваться, а кому-то - вдоволь наесться и выпустить пар перед долгим постом.
Средневековые иностранцы, побывав в «Московии», сравнивали Масленицу с европейским карнавалом, с той только разницей, что в Европе стражи следили за порядком, а у нас сами предавались хмельным веселью. Бесшабашный хоровод, всеобщие гульбища, когда и работы на несколько дней прекращались, обильные пиры, кулачные побоища и сожжение соломенного чучела – так в России отмечали Масленицу.
«На горках покататься, в блинах поваляться»
Известно, что «на Вятке свои порядки». Относится это и к встрече Масленицы. Удалой настрой этого праздника, помноженный на вятскую «особинку», даёт колоритную картину масленичных гуляний на Вятской земле.
Евгения Ичетовкина, фольклорист, преподаватель Детской школы искусств «Фольклорная» собрала рассказы о том, как отмечали Масленицу вятские жители.
- Масленица делилась на маленькую (с понедельника по среду) и большую (с четверга по воскресенье). По погоде на масленичной неделе предугадывали будущее: «На масленицу ненастье – к плохому урожаю». «В первый день масленицы снег валит большими хлопьями – к грибам». «На масленицу снег – лён будет нечистым».
В течение всей Масленицы основным развлечением было катанье с гор и на лошадях. Жители д. Еськино Лузского района вспоминают чисто вятскую забаву – катание на шестах:
- Делали шесты для горки. Шесты эти ложили как на горку, заливали водой сверху, а потом катались по парам. Парень с девкой становились с двух сторон на шесты, брались за руку и катились вниз…
Было и ещё одно вятское развлечение – ледяной круг для «лодеек». Жители д. Еськино вспоминают:
- На лодейках катались: ставили замороженный внизу во льду столб, сверху к нему прикрепляли жердь, чтоб она двигалась по кругу, внизу к этой жерди приделывали лодейку, куда садиться надо было. А другие того, кто катится, подталкивали по кругу. А круг этот заливали водой. Он становился ледяным, по нему лодейки и катали.
А какой вятский не любит быстрой езды! Раньше из одной деревни в другую на Масленицу отправлялся «поезд» из 30-40 лошадей. Причём парни соревновались, кто лучше лошадь оденет.
- Сбруя красивая, как золотом блестит. Кто побогаче, коврами лошадей накрывали, да все с кистями, - рассказывают жители д. Еськино.
Особая роль в масленичных гуляньях отводилась молодоженам-первогодкам:
- Залезут на гору, положат зятя в сани, залезут на него и поехали. Говорят, на зяте кататься, - рассказывают в с. Курино Котельничского района.
Для молодых жён устраивали настоящие смотрины.
- Вот, например, у нас на деревне два-три парня поженились. Садят на подушки, одеялом накроются и приезжают. И все заваливаются к ней, а она всех угощает пивом. Смотрят: хороша ли, как одета, чем угостила. Называют – «молодушку смотреть», - вспоминают в д. Козловаж Котельничского района.
Наибольший размах, по словам Евгении, праздник достигал в последние два дня. Разгорались многосотенные спортивные состязания, кулачные бои, в которых одна деревня сражалась с другой. Причём участвовали все мужчины, кроме самых немощных, убогих и стариков.
В воскресенье (в ряде мест на следующий день, в Чистый понедельник) вечером на горе, в поле или посреди деревни «жгли масленицу». Солому и дрова для костра собирали со всей деревни: чем выше будет костер, тем лучше. В старину сжигание Масленицы было видно за десять километров. При этом приговаривали: «Масленка горит!»
«Масленица идет, блин да мед несет»
Масленица как праздник живота перед суровым Великим постом называлась в народе «объедухой». На масленичной неделе уже не положено есть мясо, поэтому налегали на рыбное и молочное, отсюда еще одно название – сырная или творожная неделя. Накрывали обильные сытные столы со всевозможной снедью: сметана, сливки, творог, коровье масло, молоко, яйца, пироги, рыба. Но главным угощением были блины.
Все мы слышали, что это символ солнца у древних славян и вообще исконная обрядовая пища. Вот только в «Домострое», подробно описывающем русский быт XVI века о блинах про Масленицу ни слова. Оказывается, пять веков назад на масленичный стол подавали… хворост! А ещё орехи, жирный творог и разные виды творожных блюд (запеканки, сырники, творожные бабки). Получается, красивая легенда о том, что блины – это подношение богу Ярило или по другой версии – медведю, не больше, чем миф.
Но это по версии Максима Сырникова – «исследователя русской кухни». Я, пролистав «Домострой» ни слова о Масленице не нашла, а вот блины упоминались восемь раз. Как бы там ни было, а в XIX веке «блинная» традиция уже была. И Пушкин в «Евгении Онегине» писал о ней, как о «привычке милой старины»: «У них на Масленице жирной/Водились русские блины».
Только вот до нас они не дошли. И мы сейчас едим блины «не русские», по крайней мере не те, что ел Александр Сергеевич. Тогда их готовили пышными, толстыми, на закваске: сначала делали опару, потом, когда она поднимется, замешивали тесто и опять ждали, когда оно подойдет.
И, конечно, их не жарили как сейчас, а выпекали в русской печке. Тесто же замешивали… на гречневой муке. Эти гречневые, «грешневые» или «красные» блины и есть настоящие, коренные, русские. Гречневая мука придает блинам чуть ореховый вкус и «загорелый» цвет. Готовятся они с добавлением пшеничной муки, у которой клейковина лучше, а иначе тесто расползется и порвётся.
Кроме гречневых, готовили на Масленицу с десяток других блинов: ячневые, солодовые, гороховые, с творогом, мозгами, снетками, зеленым сыром, ветчиной, селедкой, блины-суфле или муслиновые, блины-ситники или манные, сладкие и под соленую закуску…
«Каков колосок - таков и блинок»
Сергей Баранцев, шеф-повар бара «Провино» специально для нашего издания придумал рецепт чисто вятских блинов из вятских продуктов.
- Вятка была самым главным поставщиком ржаной муки, - говорит Сергей, - молоко и творожная продукция у нас самая популярная по сей день, ну а из свеклы раньше делали паренку (мармелад).
Итак, записывайте авторский рецепт - «Вятские блинчики из ржаной муки с творогом с соусом из свеклы». Для блинчиков понадобится: 1 яйцо, 500 мл молока, 200 г ржаной муки, 50 г сахара, щепотка соли и масло для жарки. Для творожной начинки берем: 200 г творога, 4 столовых ложки сметаны, щепотку соли. Для свекольного соуса: 300 мл свежевыжатого сока свеклы, 10 мл винного уксуса, 50 г сахара и 60 г брусники.
Замешиваем тесто, жарим блинчики, затем наводим творог и делаем рулетики. Свежевыжатый сок и ягоды с уксусом увариваем до загустения, примерно в 2 раза. При подаче блинчик разрезаем на четыре части, выкладываем столбиком и поливаем соусом. Приятного аппетита!