Корреспондент Киров.ru решил поинтересоваться у Елены, почему она так стремится попасть на вятскую землю, почему не едет в заморские страны отдохнуть от дел насущных. Вот, что я услышала от Елены Михайловны, ныне пенсионерки, а в прошлом воспитателя детского сада.
«У меня по папиной линии все вятские, - рассказывает женщина,- папа родился в деревне Крутцы Оричевского р-на. Дед призывался на войну из Кировской области и после неё вернулся на Вятку. Но в 1947 году переехал в Карелию со всей семьёй. Там построил дом, в котором я родилась. Дед умер в 1981году, отец тоже умер не очень давно. Здесь папа больше не был, а мне всегда было интересно про Вятку всё узнавать, дед немного рассказывал. Спасибо ему! Муж мне достался тоже с вятскими корнями. Уржумский район, село Петровское - это родина его деда-прадеда. Поэтому там мы купили старый, утлый домишко, чтобы было где остановиться, путешествуя на машине по всей Вятке. Но в 2014 году мы с мужем развелись, поэтому стали ездить на поезде к вам и сейчас вот провели с внучкой целый месяц в деревне».
«Деревня казалась мне далью далёкой,- продолжает свой рассказ Елена Бызова, - сойдя с поезда в областном центре и трясясь в маршрутке по российскому полубездорожью, я в мыслях ещё продолжала жить поездной жизнью. Мусоля в памяти лица соседей по вагонному плацкарту, одних безжалостно кидаю в «топку», других же, редчайших из редких, с трепетом кладу на полочку с названием "продолжить". И вот, пока так, мысленно, перебираются мной короткие дорожные знакомства, деревня незаметно становится ближе. Женщина, сидящая рядом и всё это время беспечно болтающая по телефону с кем-то из близких, бросает в трубку слово, от которого я вздрагиваю и все мои гены с корнями кричат: "Ты здесь, на родной вятской земле"! Растянуто, сильно окая и ударяя по окончанию, она говорит слово "ишшо", что означает ещё. Это её протяжное "ишшо" вдруг захватило и держит в оцепенении... Так говорил дед, когда просил что-то сделать, например, "ишшо ходи", когда мы с ним резались в карты или произнеся: "Ишшо принеси мне". Потом я много раз услышу дедовских слов от местных жителей: вехотка (мочалка для бани), заборка (перегородка между комнатами), ладом (по-хорошему) . Тут и настигло меня понимание, что началась моя деревенская жизнь со всеми её большими и маленькими бедами-радостями».
Деревенское питание Бызовых было бы совсем осознанным, если бы не малмыжский хлеб. Его сильный хлебный дух манил Лену… Пообедает она салатиком из свежей капусты и думает, что всё на этом, сыта . Но ноги женщины уже сами на дорогу выходят, на ту заветную тропинку, которая к магазину ведет. Спешит по ней, а соседка ей в спину кричит: "И мне один «малмыж» купи" . Это так одна хлебная единица называется. Не оглядываясь на неё, бежит Елена дальше. Заходит в магазин, а там на полочках, да с хрустящей корочкой лежит он, самый свежий, настоящий, духмяный хлебушко, который любой городской булочке –«дедушко». Берет буханку женщина и не верит своему счастью… А вся ее с таким трудом накопленная в мегаполисе пищевая осознанность тает, как предутренний туман за окном.
«Мои крестьянские гены не задавишь,- продолжает свой рассказ Елена Михайловна с юмором,- поэтому пастушила я в деревне и выгуливать соседскую козу Серку мне очень нравилось. Пока она неторопливо жуёт свою траву-мураву, да от слепней отбрыкивается, я времени даром не теряю. Любуясь каждой травинкой-тычинкой, ловлю кайф от деревенских запахов, тёплого ветерка, высокого неба, яркой зелени. Всё это лезет в глаза и нос, наполняет свежестью и вдохновляет на подвиги. Заприметив невдалеке от нас ветвистую черёмуху, я набрасываюсь на сочные ягоды. Серка же счастливо хрумкает её крепкие листья. Впрочем, от ягод она тоже не отказывается. Если я наклоню к её счастливой мордочке ягодную ветку, то она весело захрустит черёмуховыми косточками. Так мы и общались дни напролёт, выгуливая друг друга». В доме женщина постелила везде половички-«кругляшки». «Я полюбила эти нехитрые дачно-деревенские интерьеры,- заметила Елена,- то ли детство они мне напоминают, то ли связаны с чем-то другим, не знаю… Но почему-то всё же милы они моему сердцу»!
Для внучки Елены в селе раздолье! Детей в деревне было в этот год достаточно! И таких, как она, которые гостили у бабушек из разных городов, было много. А первоклашек – семилеток приехало четверо. «Так что деревенское детство в полном объеме познала моя мегаполисная Екатерина,-подчеркнула Елена Михайловна,- особенно ей полюбилось играть на полатях в дождливую погоду». Месяц промчался незаметно, они успели даже посетить краеведческий музей в Уржуме и вот уже бабушка и внучка уезжают в Питер, а 1 сентября Катя пошла в школу в первый класс. У женщины начинаются другие заботы и хлопоты. А на мой вопрос: «Почему она каждый год так стремится попасть на вятскую землю»? Елена неспешно и вдумчиво отвечает: «До Кати хочу донести знания об её вятских корнях. Считаю это важным: знать дедов-прадедов-прапрадедов в лицо и по именам. Потом я сама люблю деревню: быт, обычаи в вятской глубинке хорошо сохранены. Климат нравится, люди добрые. Родственников в деревне у нас нет, но есть хорошие знакомые, которые теперь уже стали друзьями. Приезжаем сюда каждое лето вот уже почти 10 лет, сейчас в Питере живем воспоминаниями- хватит на год, а затем опять в вам приедем. Внучка тоже постоянно думает о нашей жизни в Петровском, так как приобрела в селе много друзей».
Ольга Демина. Фото из архива Елены Бызовой.