Сегодня: 20.04.2024

93.44
99.58
АИ-92 50.5 руб.
АИ-95 55.4 руб.

Следите за новостями:

  Алла Исакова 2647

Выпускница ГИТИСа Анастасия Куклина – о мире театра

«Актёры – такие же люди, как все, а играть спектакль – такая же работа, как любая другая»

Выпускница ГИТИСа Анастасия Куклина – о мире театра

Анастасия, вы – одна из немногих жителей Кировской области окончили престижнейший московский театральный вуз – легендарный ГИТИС. Смею предположить, что Ваше увлечение театром - родом из детства…

– Вы абсолютно правы. В детстве мне очень нравилось рисовать и какое-то время казалось, что я свяжу с этим свою взрослую жизнь. Училась в детской художественной школе в Кирово-Чепецке, где моим мастером был невероятный Владимир Борисович Лихачёв, член Союза художников России. Он всегда поощрял в учениках стремление выражать свои мысли и эмоции и не ограничивал нас в этой свободе.

Убеждена, что на каждого человека влияет его близкое окружение, среда, в которой он воспитывался. Кирово-Чепецк – город небольшой, но благодаря маме я с раннего детства посещала всевозможные культурные мероприятия, не только получала новые впечатления, но и училась анализировать увиденное.

Будучи ребёнком, часто ходила с мамой в наш народный театр «Современник». Сами спектакли плохо помню, но зато навсегда запомнилась атмосфера этого театра – праздничная и добрая. Я всегда много думала, фантазировала и совсем не представляла себя в какой-то «земной» профессии.

Что окончательно повлияло на ваш выбор профессии? Рассматривались ли какие-то другие варианты?

– В старших классах я прочитала множество книг, посмотрела множество фильмов, которые можно было увидеть только в таких передачах как «Закрытый показ». В этой передаче были представлены авторские российские фильмы, которые часто даже не выходили в широкий прокат. Тогда я открыла для себя Кирилла Серебренникова, Киру Муратову, Ивана Вырыпаева и многих других режиссёров. Изучала всё, что было связано с миром театра и кино, покупала журнал «Наш Театр» и вырезала афиши спектаклей. Мне хотелось стать частью этого мира. Но он был очень далёк от окружающей меня реальности, я тогда могла прикоснуться к нему лишь через художественные произведения.

Другие варианты при выборе профессии мной не рассматривались, хотя в сфере «большого театра» у моей семьи не было никаких связей, никого из влиятельных родственников в Москве тоже не было. Оглядываясь назад, я благодарю себя за настойчивость, которая, собственно, и помогла мне оказаться там, где я сейчас нахожусь. И, конечно, я благодарна своей семье за поддержку.

Немного о том, как Вы поступали. Какая она, театральная среда? Чем отличаются студенты творческих вузов?

– Поступление в театральный вуз (даже сейчас) очень отличается от привычной схемы. Практически во все московские вузы мечтают попасть ребята из провинции, но в творческих конкуренция выше в десятки, если не в сотни раз. Набор на каждый курс очень ограничен – например, нас на факультете было всего 16 человек, из них окончили 13.

Для студентов творческих вузов приоритетными являются вступительные экзамены по специальности: очень важна твоя индивидуальность, важно, что ты слушаешь, что читаешь, как ты мыслишь… Приёмная комиссия старается разглядеть характер, потенциал, увидеть, что получится из вчерашних школьников: смогут ли они стать частью театрального/киношного мира в качестве актёров, режиссёров, критиков, продюсеров?

Нас учили педагоги с огромным опытом работы в театре – практики и теоретики. Нам преподавал, к примеру, Михаил Швыдкой, известный искусствовед и медиаменеджер. Думаю, главное, что давали студентам педагоги в ГИТИСе – это даже не теоретические знания, а их рассказы о собственном пути в профессии. У нас, студентов, практически не оставалось свободного времени, мы учились с утра и до вечера. Почти каждый вечер отправлялись на спектакли, на которых не отдыхали, а работали – анализировали, обсуждали. Практика в столичных театрах тоже была работой. Каждый год мы самостоятельно выбирали театр и «исследовали» его согласно задачам практики с разных сторон – что такое выпуск спектакля и репетиции, как устроена билетная система, как работают цеха и различные службы театра, чем занимаются художественный руководитель и директор театра.

По настоящему освоить специальность можно только на практике, и нам в годы учёбы давали возможность попробовать себя в разных качествах в разных институциях. Это давало шансы уже к окончанию вуза начать выстраивать свою профессиональную репутацию. Театрально-киношный мир очень небольшой, в нем все знают друг друга если не напрямую, то в паре рукопожатий.

- С кем из известных в будущем артистов довелось общаться во время учёбы?

– Параллельно со мной училось много ребят, которые стали известными актёрами – Саша Паль, Ваня Янковский, Саша Петров, Варя Шмыкова и многие из тех, кто сейчас не сходит с экранов. Я искренне радуюсь успехам друзей и знакомых, прихожу к ним на премьеры и зову на свои проекты. Многие связи, которые выстроились во время учёбы, сегодня очень помогают – продолжаем не только дружить, но и вместе работать.

- Насколько я знаю, вы учились на продюсерском факультете. В чем суть этой профессии?

– Сейчас я сама много работаю с ребятами-студентами, и когда мне задают вопрос «Что делает продюсер?», отвечаю: «всё!». Продюсерский факультет – место, где обучают и наставляют тех людей, которые помогают творческой идее воплотиться в реальность, которые смогут найти все необходимые ресурсы (человеческие, финансовые, временные), организовать все процессы и сделать так, чтобы «всё случилось». Настоящий продюсер должен быть одновременно творческим человеком, управленцем, юристом, психологом и бухгалтером.

После окончания института Вы одно время работали в театрах, на фестивале «Золотая маска», на различных проектах, с которыми связаны громкие имена: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Константин Богомолов. Что это за люди: они небожители, или такие же, как мы, простые смертные? Что лично вам дала работа с ними?

– Режиссёр Константин Богомолов однажды сказал, что актёры такие же люди, как все, а играть спектакль – такая же работа, как любая другая. Пока потрясенные зрители аплодируют в финале спектакля, кто-то из актёров мечтает поехать на футбольный матч, кто-то посидеть в баре с друзьями, а кто-то поскорее отправиться домой. То есть они не небожители, но в то же время необычные в силу своего восприятия мира люди. Могу точно сказать: чем человек талантливее, тем он проще и доброжелательнее относится к людям. Если ты самодостаточен и по-настоящему уверен в себе, то у тебя не возникает желания утверждаться за счёт других. Кстати, люди часто принимают за «звёздную болезнь» усталость или «закрытость», сдержанность артистов, не очень понимая, какой за всем этим стоит тяжёлый труд.

Меня многому научили люди, с которыми я работала, – Кирилл Серебренников, Константин Богомолов, Мария Ревякина – она была директором Театра Наций и Национальной театральной премии «Золотая маска».

- Анастасия, знаю, что вы принимали участие во многих громких театральных проектах. Расскажите об этом. Какими проектами особенно дорожите?

– Сейчас я работаю продюсером в Доме культуры ГЭС-2 и фонда V-A-C, где веду проекты в направлении «live» (спектакли, перформансы, лаборатории). Моя глобальная задача – собрать проекты так, чтобы изначальная идея творцов и кураторов полностью реализовалась и получила отклик у аудитории. Кроме того, я второй год являюсь генеральным продюсером Арт-фестиваля «Трансформация», который проходит при поддержке благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Фестиваль проходит в городе Железногорске Курской области, его цель – поддержка и развитие местного арт-сообщества. В этом году мы с моим коллегой Владимиром Ермаченковым придумали тему фестиваля – «Где всё можно», которая и легла в основу концепции.

«Трансформация» включает в себя профессиональную и общественную программы. Профессиональная программа – это работа с местными молодыми художниками. Мы сопровождаем отобранные на конкурсе проекты в качестве кураторов. Привозим ведущих практиков в сфере современного искусства, которые делятся с ребятами своими знаниями, опытом, своей методологией и инструментами работы. Под нашим руководством каждый из лаборантов проходит полный цикл создания своей арт-работы – разработка идеи, ее презентация, разработка технической реализации, написание сметы, продакшн и экспонирование.

Все работы представляются в заключительный день фестиваля, чтобы их увидел весь город. Работаем и с горожанами – для них открытые лаборатории с приглашёнными преподавателями. Каждый житель Железногороска может попробовать себя в качестве драматурга, танцовщика, перформера, видеохудожника. В конце мая пройдет большой городской праздник – так завершится «Трансформация» в 2024 году.

Большая часть программы – события, созданные самими горожанами в сотворчестве с приглашёнными специалистами. Я считаю очень важным, когда люди не просто зрители событий, а их полноправные соавторы и соучастники.

Есть много проектов, которыми я дорожу, особенно своими собственными, независимыми. С 2015 по 2020 год в Туле существовала независимая театральная компания «Барабан», которую мы придумали и открыли с моими друзьями. Гордимся, что без какой-либо сторонней помощи смогли работать, развивать город, привозить туда спектакли современного театра, режиссеров, художников, музыкантов, а также делать собственные проекты, которые были довольно высоко оценены профессиональным сообществом. Многие ребята продолжают вместе работать, а это значит, что наша основная цель – создание новых профессиональных и творческих связей – была достигнута.

И в заключение хотелось бы услышать: почему надо ходить в театр, почему в наш меркантильный и зашлакованный интернетом век интерес к этому виду искусства не ослабевает?

– Театр не исчезнет никогда, по крайней мере, мне хочется так думать. Театр дарит зрителю неповторимые эмоции, всё, что происходит в театре, – уникально, ведь ни один спектакль в точности не повторится дважды. Зритель приходит в театр, чтобы увидеть какую-либо историю, но прежде всего – за подлинными эмоциями, которые сделают его интеллектуально и душевно богаче. Каким бы ни был театр, классическим или авангардным, он словно в зеркале отражает реальность. В этом зеркале можно увидеть то, чего мы не замечаем в повседневной жизни.

Большое спасибо за интересное, познавательное интервью. Успехов на выбранном поприще и с Днём театра!

Фото: личный архив Анастасии Куклиной.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Оперативная информация в удобном формате.

Подпишитесь на нас в: Google Новости Яндекс Новости