Гуляя по старой Вятке, я заглянула в один старинный дом, находящийся на улице Пятницкой. Меня при входе встретил завхоз Юрий Леонидович, с которым мы разговорились, и он рассказал мне, что на втором этаже находятся мастерские по иконописи при храме Иоанна Предтечи. Мы поднялись этажом выше, открыли дверь и я попала в совершенно другое измерение, там где рождаются иконы для вятских и других храмов России. За столами сидели и работали две девушки. Итак, знакомьтесь: Полина Сибирякова и Анна Мансурова.
Я заметила, сразу, что у Полины не вятский говор. « Да, я сибирячка, родом из Иркутска, - приветливо ответила мне Полина, - вы раздевайтесь, присаживайтесь, мы с вами и пообщаемся!» Я присела рядышком с молодой женщиной и мы разговорились. Оказалось, что у Полины есть муж, трое детей от мала до велика и любимая работа. Но, давайте-ка, обо всем по порядку.
- Как вы очутились в нашем Кирове?
- В вашем городе я и моя семья уже три года! Попали мы к вам на Великорецкий крестный ход три года назад. Правда, тогда у нас было только двое детей, дочка Александра и сын Иннокентий, Федора, младшего я родила уже здесь в Кирове, ему пять месяцев! Мы тогда, конечно же, пешком с детьми не дошли, но приехали в Великорецкое на автобусе. Там на поляне я познакомилась с о. Игорем из Царево- Константиновской церкви, который проводил службу для слабослышащих людей! И в начале нашего приезда я впервые попала в храм Иоанна Предтечи и Царевскую церковь. Так именно здесь и началась любовь к вашему городу, в котором мы с мужем и детьми очутились впервые!
- Полина, а что далее было, назад уехали?
- Нет! Замечу, что у нас с мужем давно назрело обоюдное желание перебраться в центральную Россию, а крестный ход явился хорошим поводом.
- Смелый поступок, удивительный, не страшно было остаться в незнакомом городе, да и с двумя детьми?
- Поверьте, нет. Мы нашли съемное жилье, недалеко от храма, познакомились с удивительными вятскими людьми, которые помогли нам бесплатно! Принесли мебель, вещи, деньги. Я хочу хотя бы всего несколько фамилий озвучить, это Сергей Столбов, Сергей Ершов, Роман Стародумов, еще один Сергей и многие- многие другие, которых я хочу поблагодарить, у вас удивительно отзывчивые люди! Сейчас мы уже купили свое жилье в 3-х этажном кирпичном доме недалеко от места работы. Замечу, что я нашла свое место в мастерских по иконописи. Помню, что я скромно сказала на исповеди, что пишу иконы, показала фото, и со временем мне предложили светлую, большую комнату, за что я до сих пор благодарна. И поверить в это не могу. Это как аванс, я в долгу перед такой милостью Божьей, и возможностью работать здесь. Благодарю за ходатайства обо мне отца Алексея Борисова, отца Василия Писцова и Константина Варсегова. Мой муж занимается продвижением экопродукции.
- Полина, а давайте перенесемся в ваше детство, отрочество, как Вы поняли, что иконопись – это ваше призвание? С чего все началось?
- Родилась я в Иркутске. После окончания школы, я вообще не знала, куда пойти учиться. Далеко не все школьные науки давались мне и открывали двери к дальнейшему обучению. Сейчас только я могу озвучить то чувство и страх: мне казалось, что тот образ, который мне дан был Богом, благодаря школьному образованию - распался. К 9-ому классу я была совершенно потеряна. Да, меня пугало будущее…Хорошо, что я рисовала, писала стихи и повести, ходила в театральную студию, очень любила классическую бардовскую песню. Папа советовал: чтобы быть счастливой – нужно быть специалистом редкой, нужной профессии, а мама говорила, что нужно овладеть каким-нибудь ремеслом, для уверенности. Но, ведь этим нужно заниматься всю жизнь, чтобы это кормило мою семью, чтобы это было любимым делом – задача не из простых. Я решила не спешить. Поэтому пошла учиться в кулинарный техникум.
Но вот однажды, в празднество жен мироносиц, мы поехали за город, погулять с собакой по большой роще. Проходя привычной дорогой, мимо храма, мы с мамой заметили, что с его территории выезжают КАМАЗы, груженые строительным мусором. Мы поспешили на территорию посмотреть, как расчищают храм. Вышел батюшка в рабочей одежде и сказал: «А вот и первые прихожане!» Отец Василий провел нас, в храм, куда было боле менее не опасно проникнуть. Это был огромный двухэтажный красивейший каменный собор XVII века. Птицы вылетали через несуществующий купол. Напрасно глаза искали ну хоть какую-нибудь часть фрески. Я не забуду чувства беспомощности и ужаса, стыда, и горечи. Тихая просьба о помощи витала в воздухе. Мы c батюшкой зажгли свечи и отслужили молебен. Когда запахло воском и ладаном, стало значительно легче. Потом мы стали знакомиться. Узнав, что мои оба родители художники, он посоветовал поучиться иконописи . Он вытер пыль с капота своей машины рукавом, дал лист с ручкой и стал диктовать прошение владыке. В общем таким образом благословил меня поехать учиться иконописи в духовную семинарию. Рисовать я не любила, хоть и умела, считала, что это вообще не мое, но возразить не посмела. Так в одночасье и решилась моя судьба. Что такое призвание – не знаю, наверно это, когда не ты выбираешь, а выбирают тебя. Позже мама написала в этот храм несколько своих икон, они были одни из самых первых. А папа впервые в этом храме звонил в колокола, и читал на клиросе.
- А что далее было?
- Училась в Курске в духовной семинарии 4 года, потом отрабатывала два года, затем вернулась в Иркутск домой.
- Над чем вы сейчас трудитесь?
- Только что выполнила заказ для церкви в Кикнуре ( Яранская епархия), писала икону царской семьи. Батюшка из Кикнура заказал еще иконы девяти святых, которые будут обрамлять царскую икону.
- Полина, вы пишете в каноне. Считается, что художник должен быть свободен от каких -либо рамок. А канон сдерживает творческий потенциал иконописца или я не права?
- Да, существует так называемый иконописный подлинник, который, для каждого иконописца является руководством. Иконописец вообще не должен говорить о себе как об авторе. Он лишь посредник, инструмент в руках Божьих. От того и подписывать свои работы не пристало. Это хоть и творческий процесс, но не самовыражение, а молитва написанная особым языком – цветом, линией, формой. Что все иконы похожи одна на другую – не верно, это все равно, что утверждать, что все церковные песнопения одинаковы, на один мотив. Для внимательного глаза икона открывает себя постепенно. Начнешь всматриваться - начнешь различать, ценить, любить.
- А имеет ли право иконописец вносить что-то от себя?
- Если и решится на такой шаг, то нужно неоднократно убедиться в правильности своего решения. Необходимо посоветоваться со священником и взять благословение. Моя сокурсница видела во сне икону –«Взыграние Иоанна Крестителя». Такой иконы прежде еще не было. Она решилась воспроизвести увиденное. Младенец Иоанн на руках у Елисаветы в образе ангела пустыни – во власянице, с крестом из тростника. Потом эта икона была подарена ей своему духовнику. Когда священник взял этот чудесный образ в руки, то сразу же запел канон празднику рождества Иоанна Предтечи. Это и было подтверждением того, что никакого греха в создании такого образа нет. А так ведь раньше и было. Иконописец приносил работу священнику для опознания. И если тот узнавал – то подписывал образ и тем самым освящал его.
- А скажите, какие-то особенные краски вы используете для написания икон?
- Только натуральные, никакой химии. Заказываем краски в разных городах России, в столице. А вот недавно пришли краски из Щвейцарии, которые мне прислали совершенно бесплатно!
Анна Мансурова
- А вот доски для икон, откуда они?
- Вот эти из города Щигры, пишем на досках из липы, сосны!
- Вы столько времени проводите в мастерской, а кто помогает в заботе о детях?
- Мама Елена приехала из Иркутска. Есть няня. Дочка учится в Вятской православной гимназии, сын ходит в православный садик. Все хорошо!
P.S. Поговорив с Полиной, я смогла побеседовать и с ее подругой Анной Мансуровой, которая работает в мастерских только с января этого года. Аня рисует с детства, в художке не училась, только в частном порядке занималась уже в старших классах, чтобы поступить в ВУЗ.В 2014 году девушка окончила наш опорный университет. Ее дипломная работа была "Реконструкция иконографической программы настенных росписей церкви св. Николая Чудотворца села Истобенск Оричевского района Кировской области.
«Суть была в составлении иконографической программы храма, - пояснила Анна, - цель этого всего, чтобы сохранить то, что имеем». Анна написала тоже несколько икон! Икону Спаса написала в феврале 2018 году, сейчас идет работа над иконой «Казанская Божья матерь»!
Ольга Демина. Фото Ольга Демина.