Сегодня: 24.04.2019

63.79
71.75
АИ-92 41 руб.
АИ-95 44 руб.

Следите за новостями:

Александр Хромов

«Тексты Чуковского сами создают мелодию»

Александр Хромов

21 февраля в Кировском театре кукол состоится премьерный показ визуально-музыкального спектакля «Сказки Чуковского». Мы решили  поближе познакомить наших зрителей с режиссером спектакля Александром Хромовым из Санкт-Петербурга.

- Александр, давно ли вы знакомы с творчеством Чуковского?

- С  самого рождения. Я родился, а мой отец, Александр Николаевич Хромов, поставил на сцене «Муху-цокотуху». У него был свой театр кукол в Красноярске. Другие сказки Чуковского родители прочитали. Потом были другие писатели:  Маршак,  Хармс, но Чуковский остался самым любимым.

- «Сказки Чуковского» ваш первый спектакль по произведениям Корнея Ивановича?

- Нет, первый спектакль «Федорино горе» я ставил в Кемерово. Это был проект сказочной лаборатории. Второй, тоже «Федорино горе», в Санкт- Петербургском «Театре Сказка». Там получилась  мистерия про Федору, про чудо очищения, которое с ней произошло.

- Получается, что в нашем театре кукол вы решили соединить сразу четыре сказки Чуковского: «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», и конечно, «Федорино горе». Но это ведь не попурри, не просто сказки, собранные вместе по прихоти режиссера? Почему именно эти сказки, а не какие-то другие, например, «Доктор Айболит».

- Да, это совсем не попурри, в спектакле есть четкая композиция и «Доктор Айболит» в нее совсем не вписался. История «Федориного горя» - это момент чистоты. Он происходит внутри. Федора внутри себя преображается. Далее «Мойдодыр» - это когда уже внешние обстоятельства тебя заставляют мыться, очищаться от грязи. А история про «Тараканище» иная. Это история о человеке, который начинает изменять мир на свое усмотрение.  

В «Телефоне» человек борется с какими-то ненужными препятствиями, которые он почему-то сам для себя определил, как препятствия. Для композиции спектакля она нужна еще, чтобы зритель посмеялся, снял напряжение. Сам Чуковский не любил разговаривать по телефону, возможно, поэтому и написал свои шутливые наблюдения о новом устройстве связи.

- С момента написания этих сказок прошло больше 90 лет, как вы считаете, сегодня они интересны современным детям?

- Конечно! В этих сказках прекрасный фон, атмосфера (ещё ритм и структура). Спектакль «Сказки Чуковского» о том, как у человека внутри проходят творческие процессы.

«Сказки Чуковского» – визуально-музыкальный спектакль. Он так и задумывался.  Тексты Чуковского сами создают мелодию. С этой мелодией можно поиграть, можно выстроить еще какой-то музыкальный смысл, атмосферу, эмоциональный ряд. Текст в музыке раскрывается иначе.

Я не думаю, что есть какая-то специальная детская музыка.  Есть просто хорошая музыка! Так получилось, что в моем детстве был «Pink Floyd», «Led Zeppelin», другие группы, мой отец занимался музыкой. Я сейчас понимаю, что это было круто, что в детстве моем была такая музыка. Есть хорошая музыка, а есть нехорошая. Когда мы с композитором Анной Булгаковой придумывали музыку к спектаклю, мы старались, чтобы музыка была качественной, чтобы сначала она нравилась нам самим.

- Ваш спектакль «Сказки Чуковского» получился мозаичный, с быстрой сменой планов, отрывков из сказок Чуковского. Какой вы вкладывали в это смысл?

- Да спектакль такой вот фрагментарный, его структура вполне понята. Большинство детей «сидят» в YouTubе (каналах) и смотрят постоянно в нарезку огромное количество мультфильмов.  Они их миксуют, перетасовывают. Сначала они смотрят мультфильм про одного персонажа, потом про второго, потом  про третьего, поэтому структура моего спектакля продиктована  этим ютуб форматом.

- Вы считает себя режиссером кукольником?

- Я  просто режиссер, человек, который организовывает пространство; время в этом пространстве, атмосферу. Это могут быть и куклы, и объекты, и проекции, люди, автомобили, что угодно.

- Традиционные вопросы: что вы скажите о нашем городе?

 -Мне понравилась Вятка – очень зеленый город. Я первый раз был летом, город весь такой невысокий, в зелени, уютный. Когда мы с художником приехали в Вятку, то думали, вот у нас такая ломаная структура в спектакле, сейчас худсовет в театре кукол зарежет идею, а когда мы прошлись по городу и увидели, что  ансамбль архитектурный суперэклетичный, то поняли, что со спектаклем все будет хорошо. Так и получилось.

- Что пожелаете нашим зрителям?

- Смотреть, слушать больше всего разного! Открывать для себя новое, необычное.

Об Александре Хромове

Актер, режиссер, художник, педагог. Основатель Театральной группы и лаборатории «MetaZero». Выпускник СПбГАТИ (мастерская Н. П. Наумова) по специальности «режиссер театра кукол». По окончании Академии работал актером, режиссером и художником в Кемеровском областном театре кукол, где набирался опыта в работе над подстановками спектаклей для детей.

Сотрудничал с Русским инженерным театром «АХЕ», театром «ЦЕХЪ», лабораторией бэби-театра «БэбиАтелье» в качестве режиссера и куратора проекта «MZ». Принимает активное участие в фестивалях и режиссерских лабораториях.

Спектакли:
«Снежная Королева» — 2012, Кемеровский областной театр кукол им. Аркадия Гайдара
«Красная Шапочка» — 2013, Кемеровский областной театр кукол им. Аркадия Гайдара
«Дискурс. Пушкин» — 2015, «MetaZero»
«Трогательная история» — 2015, «MetaZero»
«Пространство звука» (совместно с группой NUNA) — 2016, «MetaZero»
«Коммуникации №1» (перформанс) — 2016, «MetaZero»
«Жизнь вещей» — 2016, «МZ»
«Чуковский марафон» — 2017, «МZ»
«Солнцеворот» (перформанс) — 2016, Инженерный театр «АХЕ»
«Круглый год» — 2016, Красноярский краевой театр кукол
«Сказки Чуковского» – 2019, Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева

Беседу записал Андрей Антонов, фото предоставлено пресс-службой Театра кукол