О российской поэзии и современных авторах наш портал побеседовал с кировским поэтом, прозаиком, драматургом, членом Союза писателей России, завлитом Кировского театра кукол им. А. Н. Афанасьева.
Андрей Антонов – автор книг и сборников стихов; соавтор постановок, идущих на сцене Кировского театра кукол и московского театра «Глас». Стихи Андрея печатаются в российских и региональных изданиях. Его книга «У Ноя была коровёнка» вошла в лонг-лист Всероссийской Премии Корнея Чуковского в номинации «Лучший поэтический сборник для детей в возрасте от 8 до 12 лет» (Москва, 2020 год).
- Как и когда вы начали писать, почему ощутили это призвание?
- Сочинять стихи и чувствовать поэзию, воспринимать слова – разные вещи. Стихи я начал писать еще до школы, когда мама научила меня читать по слогам. В первом классе у меня уже была небольшая тетрадка собственных произведений. Никакого особого призвания ни в детстве, ни сейчас я не ощутил и не ощущаю. Проживать слова – это большой труд. Чем больше ты знаешь, чувствуешь слов, тем мир для тебя шире, объемней, прекрасней, многогранней. Но и сложней, трагичней для восприятия. Поэзия – это «трещина в мачте, растоптанный тучами свет, крик тополя тополю в чаще» – сердцевина познания многополярной природы мира.
- Что вы можете сказать о современной поэзии? Что вам в ней нравится, а что нет?
- О мировой поэзии судить не берусь. Но поэзия в России сегодня переживает ренессанс. Появилось много талантливых авторов, причем, пишущих в совершенно в разных форматах. Это очень здорово! Жаль, что сегодня российская поэзия тяготеет к белому стиху и верлибру (стих свободный от жесткой композиции, рифмы, слогового метра – Ред.). Он хорош для быстрого эмоционального отклика - как утренняя роса, он легко появляется и застывает холодными каплями на зеленых листках. Это стихия юности, как и рэп-поэзия. Но верлибр слишком легковесен, в нем не хватает отпоры, тяжести, объема.
Регулярный стих требует большей собранности. Язык «сопротивляется» размеру, рифмовке. Мне по душе «борьба», долгое взаимодействие с языковой стихией. Как говорил Бродский: «Строгая форма стихотворения - это способ упорядочить то, что заведомо не поддается упорядочиванию. И весьма достойное занятие - попробовать справиться».
Уверен, что русский поэтический маятник скоро качнется в сторону как раз строгой формы. Тем более, что само наше время нуждается не в расслабленном формате «белого» стиха, а в лаконичности, точности и «строевом» ритме классики - чтобы не заплутать, не испугаться и себя не обмануть.
- Вы не считаете, что в кризисные времена люди больше думают о хлебе насущном, чем о стихах?
- В кризисные времена в любом обществе потребность в поэзии растет по экспоненте. Она помогает собраться с духом, подняться над злобой повседневности, коротко сказать, выжить, остаться цельным и работоспособным. Скорое появление в русской культуре новых поэтических имен закономерно. К сожалению, в массмедиа закрепился маргинальный образ писателя-патриота, как человека с небольшим природным талантом, низкобразованного, душевно ограниченного ретроспективной темой «малой Родины». Но есть и другой образ, например, писателя Николая Зиновьева или Михаила Тарковского, внука поэта Арсения Тарковского.
Из современных поэтов (живых и переселившихся в мир иной) во мне отзываются стихи Олега Чухонцева, Александра Кушнера, Алексея Цветкова, Веры Павловой, Александра Еременко, Ивана Жданова и еще многих десятков других.
- Как вы относитесь к творчеству сетевых поэтесс, собирающих полные залы?
- Сетевые поэтессы разные по дарованиям. Есть, на мой взгляд, совсем бездарные, как недавно гастролировавшая в г. Кирове Анна Егоян. Поэзией ее стихи назвать невозможно: банально, плоско, вычурно. Томная рефлексия с рифмами. Кировчане покупали билеты за несколько тысяч рублей на ее вечер, наверное, для того, чтобы посмотреть на симпатичную девушку с татуажными бровями и побыть часик в театральном антураже. Понимаю. Но поэзия - это все же о другом.
Сказанное мной о Егоян, можно отнести к большинству нынешних сетевых поэтесс, но среди них есть и исключения, скажем, Сола Монова (псевдоним Юлии Соломоновой – Ред.): ее стихи совсем на другом уровне. Она - современный «Саша Черный» в юбке, талантливый поэт, умеющий остро и иронично высказаться в стихах о непростой женской доле и жгучих событиях виртуальной жизни. Пусть читателей не смущает ее фронда и подчеркнутая чувственность. Это сценическая маска, как образ Пьеро для Александра Вертинского. Посмотрите интервью с ней, вы увидите другую женщину: умную, сосредоточенную, без гламурной вульгарности и эпатажа.
- Есть ли в Кирове настоящие поэты и насколько они известны?
- В нашем городе живут замечательные поэты: Надежда Перминова, Светлана Сырнева, Николай Пересторонин, Галина Кустенко, Людмила Суворова, Александра Мочалова, Ольга Шуклину-Юрлова, Наталья Панишева, Елена Наумова, Людмила Кононова, Наталья Кузницына, Леонид Сафронов.
Все они давно живут в регионе. Каждый работает в литературе много лет и выпустил не одну талантливую поэтическую книгу. Но сколько кировчан читает их стихи? Был ли хоть у одного из этих поэтов вечер в областной филармонии или ДК «Родина»? Многие ли знают, что эти авторы просто существуют? Я годами спрашиваю у жителей Кирова, знаете таких поэтов? Обычно отвечают, где-то слышали, редко – что-то читали.
- С чем связано, что кировчане не знают местных авторов? Может быть те редко «идут в народ»?
- Напротив, кировские поэты очень активны. Они постоянно ходят на встречи с читателями в школы, в областные и районные библиотеки, в музеи, устраивают поэтические вечера в выставочных залах, в литературных гостиных, в городских парках.
Но у наших авторов нет выхода к широкому читателю. Литературные издания кировчан появляются в городе редко и малым тиражом. Правительство издание книг местных авторов поддерживать перестало. За 100 лет деятельности Кировского отделения союза писателей России у него так и не появилось собственного писательского дома, где можно собраться и поговорить, принять читателя.
Говорят, что настоящий талант сам прорвется к публике. Как бы не так: чаще всего он не прорывается, а просто рвется на куски, как флаг. Много хороших усилий, чтобы исправить это печальное положение, в последнее время делает Николай Пересторонин – поэт, главный редактор литературно-художественного альманаха «Вятка литературная» и ежемесячного журнала «Ротонда».
- Какой должна быть современная поэзия, чтобы заинтересовать читателя?
- Поэзия должна просто быть. Не нужно специально заинтересовывать читателя ни содержанием, ни формой. Это все наносное, второстепенное. Настоящий интерес во все времена вызывает личность поэта и творчество, умеющее выйти на уровень архетипа, преодолевающее популярные социальные установки, модные мысленные конструкты, искусственно упрощенные или усложненные формы стиха.
- Как можно дорастить современного читателя до понимания качественной поэзии?
- Велосипед уже изобретен. Тут нет никаких секретов и особых условий. Все начинается с любви родителей к чтению хороших стихов вслух и толковых уроков по литературе в школе. Талантливый учитель поможет понять поэзию, научит чувствовать поэтическое слово. Но стоит сделать непрезентабельное замечание: авторская поэзия, то есть не песни, не народные баллады, не стихи на Новый год, не тексты для рока и рэпа – нужна ограниченному числу людей.
Поэзия не элитарная штуковина, не «бог в себе», но она существует, издается не для всех. Это рядовое утверждение. Если оно вызывает протест, то значит, поэзия коснулась вашего сердца своими «перстами легкими как сон». Поздравляю. Инициация произошла. Обратного хода в прозаическую жизнь не будет.