Алексей Фоминых работает на ГТРК «Вятка» с 1996 года, в прямом эфире, за режиссерским пультом почти три десятка лет. Его путь от службы во внутренних войсках МВД России и трудоустройства на телевидение до настоящих профессиональных успехов и прорывов в режиссуре документальных фильмов и сюжетов о родном крае вызывает восхищение. Алексей с гордостью признаётся, что работает для жителей Вятки. С трепетом и любовью он ищет материалы, документы и артефакты, связанные с историей этой древней земли. Документальные фильмы и телепередачи Алексея Фоминых буквально пропитаны особенным стилем автора и продуманы до мелочей, режиссёр не просто делится со зрителями историческими фактами, он по-настоящему горит каждой темой, с неиссякаемым энтузиазмом ищет глубину, суть и проблематику выбранного замысла. Именно за такой вдумчивый, кропотливый подход к работе, постоянный поиск новых идей и профессионализм в их реализации Алексея ценят и уважают зрители и коллеги.
– Вы всегда мечтали работать на телевидении?
– Я родился в Нововятске, раньше это был отдельный провинциальный городок, сейчас это район Кирова. Со школьной скамьи любил гуманитарные предметы. Но первые шаги в режиссуре, если так вообще можно сказать, я сделал, когда в 1991 году отец купил в комиссионке камеру «Аврора». Мы с братом стали снимать короткие трёхминутные фильмы на киноплёнке 8 миллиметров. В те времена её нужно было проявлять в бачках и сушить на гардинах. Только потом мы приглашали родственников и на кинопроекторе «Русь» смотрели наши шедевры всей семьёй. Помню, как мы снимали город Киров в августе 1991 г., реставрацию Успенского монастыря, какие-то дворовые побегушки, игры и даже сняли свой собственный фильм ужасов. Вдохновили нас на это рисковое предприятие – популярные в начале 90-х видеозалы, где за один рубль можно было посмотреть какой-нибудь американский боевик или фантастический триллер. Съемки на кинокамеру «Аврора» – это моё первое соприкосновение с миром кино не как зрителя, а как создателя «контента», поэтому отцовскую кинокамеру я храню до сих пор. Плёночки у меня тоже оцифрованы, я иногда делюсь ими в социальных сетях.
Можно сказать, что именно в те годы я получил свой первый опыт киносъёмочного процесса, но, понятное дело, мечтать о том, что буду работать на телевидении, я никак не мог. Хотя, будучи школьником, лет в 10 я выходил во двор, когда там не было ребят, и почему-то воображал себя неким ведущим, находил какие-то камни, показывал и говорил: «Вот этот камень времён Римской империи...». А дальше придумывал рассказ по аналогии с тем, что я видел в разных образовательных программах на телевидении. Примерно так и формировались мои первые представления о процессе создания исторических телефильмов.
Однажды я даже предпринял попытку стать журналистом. Написал текст о Великорецком крестном ходе и принёс его на областное радио. Сейчас я каждый день да ни по разу пробегаю эту проходную на Урицкого, 34, а тогда я шёл в этот смелый поход так, что дрожали коленки и руки, потому что нёс текст, который составлял очень кропотливо, самому редактору радиопередачи. Он его посмотрел, но трудов моих не оценил, лишь подчеркнул, что областное радио – это не доска объявлений. Домой я вернулся в расстроенных чувствах. Видя моё состояние, отец дал мне советский учебник журналистики, который был толщиной с хороший кирпич. Настроения от этого не добавилось, и я отложил его в дальний ящик, чтоб не видеть. Возможно, эта бумажка с моим первым текстом до сих пор где-то валяется среди книг на полке.
После моего неудачного дебюта в СМИ, я задумался над выбором своего дальнейшего жизненного пути. Закончив девятый класс, я решил стать художником, потому что более или менее неплохо рисовал живописные картины. Получилось так, что я решил поступать в художественное училище на специальность реставратор. В то время у нас в Кирове была фирма «АРСО», которая специализировалась на реставрации старых храмов и архитектурных деталей старинных зданий. Это были 1992-93 годы, когда обратили внимание на историю и создали целую реставрационную фирму, куда требовались квалифицированные работники. По этой причине я и пошёл в ПТУ №18 на специальность реставратор архитектурных деталей. Изначально освоил работу отделочника, потом гипсовое литьё для разных розеток, фризов, декоративных узоров и, конечно, разные способы отделочных работ. В принципе, моя любовь к истории реализовалась в этой профессии. Практику я проходил в реставрации Трифонова монастыря, работал на братском корпусе нашей архитектурной жемчужины. Моя дальнейшая дорога была в строительную сферу. Я вполне был с этим согласен и ни о чём больше не думал. Съёмки превратились в хобби, веселуху, простое развлечение и отдушину.
– Как же вы всё-таки попали на телевидение?
– В 18 лет я закончил училище, получил повестку и 4 июля 1994 года ушёл в армию во внутренние войска МВД, сейчас это Росгвардия. После девяти месяцев службы нас переформировали в батальон оперативного назначения, и мы все (в основном, там служили кировчане) отправились в служебную командировку в Чеченскую республику, где шла первая чеченская война, это был апрель 1995 года. Конечно, там мы столкнулись с обстрелами, с боевой обстановкой, несли службу на заставах, мы не давали передвигаться и вести обстрел наших колонн, блокировали их передвижения. Основной нашей задачей была охрана КПП, которые постоянно обстреливали, мы также вели ответный огонь. Полгода мы несли службу и где-то на пятом месяце уже заматерели – на взрывы особо не реагировали. Если слышишь свист пули, значит – не твоя пуля.
Именно тогда приехала съёмочная бригада вместе с делегацией Кировской области и привезли нам посылки. Мне родители передали через комитет солдатских матерей свитерок — такие солдаты остроумно прозвали «вшивник», конфеты и колбасу. Свитерок потом меня спасал в холодные ночи на посту, а конфеты и колбаса разошлись в какие-то минуты у нас по палатке. И была такая традиция, что солдаты передают приветы домой, а кировская съёмочная бригада привозит кассеты с записями в Киров и уже здесь показывает их нашим родным в эфире городского 5 канала. Ну как я мог упустить такой случай? Ко мне на пост пришёл оператор Владислав Николаевич Услов и попросил сказать пару слов родителям. Я передал привет и так впервые познакомился с сотрудниками телевидения.
Я своими глазами увидел работу этих смелых людей, они ездили по разным заставам на БТР, постоянно рискуя попасть под обстрел. Журналист Андрей Купарев и оператор Владислав Услов сделали несколько фильмов о вятских парнях, служащих в горячих точках. Видимо, моё выступление им понравилось, и когда мы вернулись через полгода в воинскую часть, мне дали увольнительную на сутки при условии, что сначала я дам интервью в прямом эфире. А домой хотелось очень, потому что мы шесть месяцев были в полевых условиях. Даже элементарно принять ванну не имели возможности, мылись в местной горной речке или передвижном солдатском душе. И я с радостью отправился на студию.
Тогда был городской канал на ГТРК «Вятка», он назывался «5 канал» и там шли только наши программы. Андрей Купарев вёл передачу, где в студии сидели офицер Сергей Петрович Немасев и я, рядовой. Андрей Купарев на правах ведущего, задавал нам вопросы, узнавал разные точки зрения о ситуации и о службе. Так я познакомился с режиссёром Павлом Созиновым и с операторами. Творческая обстановка, царившая на площадке, как-то запала мне в душу: какая-то суета, все бегают, ставят свет, выбирают ракурсы, расставляют декорации...
После прохождения службы в армии, естественно, у меня появилась возможность продолжить свой путь по этой стезе. Так как я ветеран боевых действий, меня сразу же пригласили в полк ППС с перспективой учиться дальше, причём замкомандира полка пришёл с этой новостью прямо ко мне домой. А потом мне поступило предложение пойти работать ассистентом звукорежиссера на телевидение. Передо мной встал нелёгкий выбор. И всё-таки я решил попробовать себя именно в творческой профессии, потому что с самого детства я тяготел к этому, хотя мог бы остаться и в форме.
На телевидение я пришёл робко. Меня встречал Владимир Аркадьевич Микрюков, тогда заместитель председателя ГТРК «Вятка» по телевидению. Я ничего не умел и не понимал, кем смогу трудиться. Но очень уж хотелось окунуться в творческую магию ТВ! Меня просто спросили, включаю ли я дома магнитофон и умею ли перематывать плёнку. Мой утвердительный ответ и стал решающим, так я получил место ассистента звукорежиссера. В мою задачу входило отматывать большие бобины магнитофонных лент с разной музыкой. Для диктора шла одна мелодия, на заставку из фотографий с видами города Кирова – другая, на какую-то передачу общественно-политической редакции, например, аналитическую передачу «Неделя» – третья. Меня всему научили и принцип был понятен, я отматывал на эти мелодии, выбирал музыкальную фразу и ставил закладочку. Иногда доверяли работать на звукорежиссерском пульте и я сам передвигал «фишки» микшера – чем весьма гордился! Так я оказался на телевидении.
– Как начался ваш путь к профессии режиссёра?
– Уже став сотрудником телевидения, я понял, что надо учиться дальше. Я метался, пока не вспомнил наконец, что с детства всей душой любил историю. Например, мне очень нравилось читать Валентина Пикуля, тогда и сейчас очень популярного исторического писателя. В пересказах параграфов в школе я непременно что-то брал от него, и учительница ставила мне крепкие пятёрки. Я решил идти на исторический факультет, поддержать свой интерес к предмету, а так как я был ветеран боевых действий, то без проблем поступил по льготе на бюджетное место по профессии учитель истории. Параллельно работал ассистентом звукорежиссера. Через полгода я перешёл в редакцию информации и начал работать как ассистент режиссёра в информационной программе. Я помогал режиссёру в выдаче в эфир передач, выдавал титры, носил так называемые микрофонные папки, в которых были сценарии, ведущему, забирал у корреспондентов исписанные тексты и бежал в машбюро. Были такие технологии, это сейчас всё делается в один клик в эфирной системе, а тогда каждую бумажку нужно было принести и унести. Вот так, наблюдая за телевизионной спецификой, я постепенно входил в профессию.
С 1998 года я работаю в прямом эфире, выдаю выпуски новостей. Тогда это были «НПН» («наши последние новости»), а с 2002 года появились «Вести» и «Вести. Кировская область» в формате федеральных «Вестей». До сегодняшнего дня я работаю в прямом эфире как режиссёр.
Зов детства и интерес к истории не отпускали, и я решил попробовать делать исторические программы. Сначала небольшие сюжеты, буквально два-три абзаца о какой-то исторической дате, которая проходила в рамках выпуска НПН. Потом осмелел и стал делать небольшие двух-трех минутные сюжеты. А с 2008 года начал снимать полноценные отдельные исторические передачи. Если посчитать, то сейчас уже пятнадцать лет я делаю исторический контент у нас на телевидении параллельно работе в новостях. Я снимаю фильмы об истории Вятского края по собственной инициативе и при поддержке телекомпании.
– Вы имеете профессиональное режиссёрское образование? Где и у кого вы учились?
– Я учился на профессию «режиссёр документальных фильмов». Первое высшее образование я получил по профессии учитель истории и преподаватель общественно-социальных дисциплин, а с 2006 года поступил в институт повышения квалификации работников телевидения в Москве (ИПК). Он находится недалеко от Останкино на улице Шереметьевской. Это структура Российского телевидения, где повышают квалификацию ведущие, режиссеры, журналисты и другие сотрудники телерадиовещания.
Мне посчастливилось учиться на курсе режиссёра Игоря Константиновича Беляева, это очень известный в России и за рубежом профессиональный документалист с именем. Много лет он трудился в творческом объединении «Экран», а в перестроечные годы снимал фильмы о Ростроповиче, о Горбачёве, о многих других лицах и событиях. Известна серия его фильмов о первой чеченской войне созданная совместно с военкором Александром Сладковым. Основой лекций был показ документальных фильмов и их обсуждение. Игорь Константинович всегда говорил, что главное свойство режиссёра – это «насмотренность». Он был убеждён, что в мировом и отечественном документальном кино режиссер должен хорошо ориентироваться. Особенно мне запомнилась целая серия его фильмов о чеченкой войне, это стало нашей точкой соприкосновения. Мы с ним очень сошлись на этой теме и многое обсуждали, так как я был непосредственным участником этих событий. В итоге я получил квалификацию «режиссёр документальных фильмов». С 2008 года я с этим статусом делаю свои программы.
– Как вы выбираете темы для своих документальных фильмов?
– Не все мои работы – это фильмы. Иногда я просто делаю телевизионную программу по исторической тематике на 10-15 минут, а иногда выходит документальный фильм. Фильм – это некая драматургия, которая заставляет человека не просто получать информацию, а сопереживать. Он погружает в судьбу героев фильма, а передача – это больше фактический материал.
Обычно я выбираю те темы, которые наименее исследованы. Например, мы с 2012 года начали цикл программ «Вятские: война и мир». Название придумала, кстати, наш известный кинорежиссер Марина Валентиновна Дохматская – тогда она была художественным руководителем нашей студии. Естественно, тут отсылка к роману Льва Николаевича Толстого. Вятчане принимали активное участие в событиях войны с Наполеоном в 1812 году. Было собрано большое ополчение. Работали металлургические заводы на оборону, производили пушки, ядра, пики, вооружение для армии.
Тысячи крестьян – ополченцев ушли воевать и участвовали в заграничном походе 1813 г. Вятские «мужики-лапотники», которые были в составе ополчения, участвовали во взятии Дрездена, в сражениях под Лейпцигом. Есть сведения, что они охраняли Дрезденскую картинную галерею от разграбления отступающими войсками Наполеона. Всё это мы нашли в наших архивах. Я решил, что нужно опираться на документ, который ранее был не опубликован. Мы приходили в архив, нам раскладывали стопки древних манускриптов XIX века. Мы снимали эти подлинники, брали комментарии архивистов, соединяли с иллюстративным материалом, с досъёмом и делали такие программы из рубрики «Вятские: война и мир». Получился небольшой сериал, который поднял ряд других исторических фактов и интересных сюжетов.
У меня есть такой момент, назову это даже своим творческим почерком, – я стараюсь делать материал с исторической реконструкцией, сотрудничаю с реконструкторами военной формы различных исторических эпох, с клубом «Фронт» и клубом имени Григория Булатова. Мы снимаем игровые художественные эпизоды, а на них уже накладываем определённую информацию. Я всегда стараюсь не просто сухо показывать факты, а пробовать смотреть на историю с разных ракурсов, пытаюсь воссоздать события визуально – так было в фильме «Деревенский летописец», в фильме «Кирза». И мне это очень нравится.
– Как и где проходят ваши кинолектории «Мы – вятские»?
– Мне всегда как-то не очень нравилось, что я снял фильм, положил, условно говоря на полку, он лежит и молчит... Нет. Не для того мы его снимали. Совместно с ДЮЦ им. Александра Невского, по инициативе Альбины Александровны Покручиной в 2014 году мы начали проект – кинолекторий «Мы-вятские» и он стал для меня своего рода встряской, а общение с аудиторией – индикатором. На каждой встрече я чувствую волну интереса и отклик ребят, слежу за их реакцией при просмотре и принимаю к сведению каждый комментарий. Мне как режиссёру очень интересно общение со зрителями, потому что это молодёжь. Это обратная связь. Я рассказываю и показываю им какие-то факты, а в ответ беру их реакцию и думаю над чем нужно поработать, что надо исправить в фильме. Думаю, и я полезен детям, потому что они бесплатно посещают мероприятие, меняют обстановку, встречаются с режиссёром и смотрят фильм – это целых четыре плюса. А пятый плюс, безусловно, в том, что они узнают факты именно из вятской истории, потому что я показываю им мои краеведческие работы. Я считаю, что это полезная работа.
Изначально я думал, что через три года у меня закончатся темы для кинолектория, и с этого проекта я уйду. Нельзя же годами ходить и рассказывать одно и тоже. Но я ошибался: работая как режиссёр, снимая новые фильмы, я получал темы и для кинолектория . Не успел оглянуться, и вот уже десять лет я веду кинолектории «Мы – вятские». Есть постоянные точки, куда я прихожу: авиационный техникум, техникум промышленности автосервиса на Воровского, библиотека Васнецовых, библиотека Пушкина, библиотека Исаковой и, конечно, классы в школах.
Сейчас во многих школах в классах есть современное оборудование и медиадоски, поэтому с меня требуется только фильм и рассказ. Если сравнивать, то в моём детстве познавательные кинофильмы в школе тоже показывали. Но технически это было весьма сложно. Нужно запустить кинопроектор. была огромная бобина киноплёнки — которую следовало протянуть через множество роликов и колесиков кинопроектора, а учителя проходили курсы киномехаников. Сейчас технически проще, но принцип «показываю и рассказываю» в кинолектории остался. Я считаю, что не зря учился педагогике, по большому счёту сейчас ей и занимаюсь, мне это душу греет.
А ещё я и сам забываю некоторые фильмы. Когда мне говорят тему нашей встречи, то я нахожу свой фильм и пересматриваю, ведь случается так, что делал я его давным-давно. И мне самому интересно взглянуть на него со стороны. Обычно на кинолекториях ребята узнают новые факты, но я люблю зайти как говориться «из далека». Перед началом просмотра и обсуждения провожу опрос: что вы знаете об этой теме, на которую пришли. Большинство, естественно, знает весьма немного. И это греет мне душу, что они пришли нулёвые, а ушли с каким-то багажом исторических знаний. Фильм лежал и молчал, а сейчас он заговорил...
На кинолекториях экран, выключенный свет, атмосфера кинотеатра, потом я выхожу к публике, и каждый раз для меня это что-то такое театральное даже. Поэтому я очень доволен, хоть иногда и устаю совмещать графики на телевидении, лекции и съёмки. Пока лавирую.
– Есть ли новые проекты и планы, которые вы хотели бы реализовать в ближайшее время?
– В этом году у нас юбилей. Кировскому телевидению исполняется 65 лет, а кировскому радио, первому электронному СМИ в области – 95. Конечно, мы не оставим без внимания эти события. Также я планирую продолжать создавать документальные фильмы и сюжеты, вести свои кинолектории и радовать земляков новыми работами. А ещё я решил написать книгу по истории телевидения. Она будет называться «Эпизоды без дублей», потому что я отталкивался именно от судеб людей, от неизвестных фотографий и интересных фактов. Впервые в этой книге будет связный рассказ от истоков радио и телевидения до сегодняшнего дня. Целый раздел хронологии истории телевидения по пунктам опишет все факты и события. Также в ней будет портретная галерея тех, кто руководил телевидением. Сейчас я работаю над финальным этапом, книга практически готова, осталось только её вычитать, редактировать и сверстать. Если не удастся издать её в печатном варианте, то я просто выпущу её в электронном.
Фото из личного архива Алексея Фоминых.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Оперативная информация в удобном формате.