Мы продолжаем наш рассказ о театральных профессиях и специалистах театрального закулисья. Сегодня поговорим о работе художника по свету!
Подобно любой музыкальной симфонии, имеющей нотную партитуру, у каждого спектакля есть своя индивидуальная световая партитура. По ходу театрального действия, в зависимости от мизансцен и реплик актеров, меняется и сценическое освещение.
Первыми театральными источниками света были, конечно, солнце и огонь, так как античные представления игрались на открытом воздухе.
Позже, в эпоху Возрождения, театральные подмостки стали освещать свечами в стеклянных абажурах и масляными лампами. Уже тогда были попытки работать с цветным светом, который помогал создавать определенную атмосферу спектакля. Для этого использовали окрашенное масло или стекло. «Включение» больших театральных люстр долгое время было сложной задачей. Всю конструкцию спускали вниз, а после аккуратно поднимали с уже зажженными свечами или лампами.
В начале XIX века в театрах появились газовые источники света, а затем и дуговые электрические лампы. Первые театральные приборы освещения были применены в 1849 году в парижской «Гранд Опера». Тогда в опере «Пророк» для имитации восхода солнца и пожара был применен первый дуговой прожектор с параболическим зеркальным отражателем.
Современное театральное освещение имеет в своем арсенале огромное количество самой разнообразной техники: прожекторы, сканеры, проекционные устройства, световые пушки…
Управлять всеми этими приборами помогают световые пульты. Нажатием нескольких клавиш можно сменить цвет заливки сцены, направить световой луч в ту или иную точку на сцене, выпустить сценический дым… На фото - художник по свету Кировского драмтеатра Влас Ланцов за работой у светового пульта над сценическим освещением одного из спектаклей.