Показ картины прошел 14 сентября только во Владивостоке. Уже сейчас «ломаются копья» между сторонниками и противниками показа. Борьба разворачивается нешуточная, особый накал назрел сейчас, за месяц до показа картины. Этот фильм особенно ждут в поселке Кильмезь Кировской области. Почему вятчане связаны с этим фильмом? Корреспондент Киров.ru узнал эту загадку.
Кильмезь ( по-татарски Көлмез) — посёлок городского типа в Кировской области России, административный центр Кильмезского района. Расположен на реке Кильмези (приток реки Вятка). Расстояние до областного центра составляет 260 км. Население — 5600 человек. Считается, что посёлок был основан марийцами в начале XVII века. По легенде группа марийцев бежала на плотах по реке Кильмези от удмуртов. Была поздняя осень. Марийцы увидели холм Красная гора и взобрались на неё для удобной обороны. В итоге образовалось поселение Кильмезь. Существует две точки зрения на перевод слова «Кильмезь»: «Уйти и не вернуться» (из-за болотистой местности) и «Река встала». Село известно с 1666 года. В конце XIX — начале XX веков население занималось земледелием, кустарным производством кирпича, переработкой сельскохозяйственного сырья. Четыре часа на машине, и вы попадаете в другой мир, где сосны на песчаном берегу реки, где свежий пьянящий воздух, напоенный ароматами трав.
Каждый год, начиная с 2009, года здесь проходит фестиваль народных промыслов «Вятский лапоть». Вот уж точно тут нет проблем с заготовкой бересты, лыка, лозы, соломы, зато есть к чему приложить руки, если натура творческая да ремеслу податливая. И где, как не здесь, собираться народным умельцам – людей посмотреть и себя показать. И нынче на фестивале «Вятский лапоть» в 2017 году собрались более 200 мастеров из 17 регионов – Пермского края, Нижегородской, Волгоградской, Владимирской, Самарской областей, Марий Эл, Удмуртии, Татарстана, представители Коми и т.д. География участников праздника расширяется с каждым годом. Приезжают русские, татары, удмурты, марийцы, чуваши. Но ведь и сам Кильмезский район многонационален. На этой земле живут, работают и дружат представители самых разных народов, каждый из которых хранит свои обычаи и традиции. А народное творчество способствует, пожалуй, не столько стиранию межнациональных границ, сколько взаимному обогащению различных культур.
Идея праздника принадлежит некоммерческой организации – благотворительному фонду «Народный дом», руководит которым народный умелец Магсум Габдулхаков. Он уже много лет занимается плетением изделий из лыка: сумок, головных уборов, туесков, корзинок. А коронным номером стали, конечно же, лапти. А самое главное – Магсум Габидуллович поделился с нами новостью. Оказывается, десять мастеров в Кильмезском районе сплели 300 пар лаптей для фильма Алексея Учителя «Матильда». Лапти съемочной группе пришлись впору, и вскоре народные умельцы получили заказ еще и на изготовление кожаной обуви и разных еще вещиц из кожи. О местных же мастерах продюсеры узнали несколько лет назад из новостного сюжета о фестивале «Вятский лапоть», который однажды был показан по федеральному каналу. Детали коммерческой сделки Магсум Габидуллович не разглашает, но не скрывает, что очень хочет, чтобы в титрах фильма были указаны фамилии всех мастеров из Кильмези. Вот так, почти случайно селяне и узнали, что известный режиссер снимает художественную киноленту о балерине Матильде Кшесинской и императоре Николае II.
Мнения о фильме "Матильда"
Сценарист, выпускница ВГИКа мастерской Аркадия Инина наша землячка Аглая Соловьева сказала так: «Я фильм ещё не видела. Но конечно, посмотрю. Во-первых, потому что это знаковый режиссер Алексей Учитель. Ну и столько шуму… Когда происходит такая шумиха везде, обычно неплохой фильм бывает. Но я против табу в кино. Я за чувство вкуса лишь. Когда посмотрю картину, тогда и буду уже высказывать свое мнение. Достаточно того, что Владимир Котт сказал, что смотрел фильм как зритель. Не каждый фильм так заберет режиссёра, чтобы отключить «профессиональные» глаза».
Священник Андрей Лебедев считает фильм вредоносным, хотя он его не видел, а смотрел только трейлер. « Нужно его бойкотировать,- говорит о. Андрей, -так как он оскорбляет память императора Николая IIи его супруги императрицы Александры Федоровны».
«Я считаю, что препятствовать показу этого фильма не стоит -это не выход,- поделился с Киров. ru известный кировский режиссер Алексей Фоминых, который снял документальный фильм о Николае II, -если говорить о фактах, то художественный фильм все-таки предполагает присутствие и вымысла и творчески переработанного фактического материала, поэтому спорить с создателями фильма было -не было , просто бессмысленно. История и кино часто существуют в разных вселенных, которые где то пересекаются, а где то нет. Назовите любой исторический фильм за последнее десятилетия, который бы не вызывал нареканий и критики? Такого нет. Думаю надо предоставить историкам работать в науке, а художникам творить. Если фильм, которого еще почти никто не видел кого то оскорбляет - на него просто не стоит идти. Я фильм посмотрю - для того что бы просто составить свое мнение о нем и соотнести со своими знаниями и убеждениями. Только тогда я смогу высказаться о достоинствах и недостатках этой кинокартины. У меня сложилось ощущение того что эту "бурю" раздувают искусственно. Все могло пройти намного спокойнее. Посмотрели -не понравилось, критикуйте и предлагайте. Такое ощущение что в России не любят свое кино и каждый фильм встречают с опаской и осуждением . Вспомните хотя бы "Викинга" или "Софию".
Кировчанка Ольга Мореева высказалась так: "Постараюсь попасть. Считаю, что посмотреть нужно, что можно говорить, если не видел фильм и какие выводы делать… Вся эта шумиха спланирована, на мой взгляд, чтоб сорвать показ фильма".
P.S. Я согласна полностью со словами Ольги, Аглаи и Алексея, так как надо вначале посмотреть и лишь потом делать выводы. Я еще помню, когда в конце 80-х годов вышел в прокат его документальный фильм о рок- группах, который буквально « взорвал» аудиторию. Кстати, Учитель уже снимал фильм о жизни балерины. Это был художественный фильм «Мания Жизели» (1996) - о любовных приключениях знаменитой русской балерины Ольги Спесивцевой, прозванной современниками Красной Жизелью. Сценарий к картине он писал совместно со сценаристом Авдотьей Смирновой. В дальнейшем ее отец Андрей Смирнов сыграл роль в фильме режиссера « Дневник ее жены» о писателе Бунине, где была показана весьма щекотливая, на мой взгляд, ситуация. Это было в 2000 году. Сейчас депутат Госдумы Наталья Поклонская выдвигает режиссеру обвинение в том, почему он взял на роль императора скандального по ролям немецкого артиста Ларса Айдингера, но тогда можно и саму Поклонскую спросить насчет Ингеборги Дапкунайте, играющую роль императрицы Александры Федоровны. Ведь литовская актриса в конце 80-х годов сыграла роль валютной проститутки в фильме Петра Тодоровского «Интердевочка». Что тогда в Кирове творилось по поводу показа этого фильма, прекрасно помню, так как работала в кинокомпании, но у нас и мысли не было, чтобы не пускать картину на экран! Но стоит здесь же вспомнить и фильм середины 70-х «Агония» Элема Климова, где последний русский царь ( актер Анатолий Ромашин) показан неврастеником, а «рулевым» - Гришка Распутин (Алексей Петренко)… Стереть это фильм, выкинуть из «Госфильмофонда»? Но тогда же никто не кричал: « Не пущать»! Так что Учителю не привыкать учить людей, да и самому учиться! А я забежала в «Колизей», где в фойе уже стоит огромный баннер с « Матильдой», премьера которого состоится в кировских кинотеатрах 26 октября. Идите в кино и выводы делайте только сами. По-моему, так правильно!
Ольга Демина. Фото Ольга Демина.