Сегодня: 29.04.2024

91.78
98.03
АИ-92 50.5 руб.
АИ-95 55.4 руб.

Следите за новостями:

  Мария Веселкова 1897

В художественном музее открылась выставка «Город над Вяткой-рекой».

Экспозиция посвящена грядущему юбилею родного города.

В художественном музее открылась выставка «Город над Вяткой-рекой».

В Вятском художественном музее имени В.М. и А.М. Васнецовых (Карла Маркса, 70) открылась выставка «Город над Вяткой-рекой». В экспозицию вошли более полусотни произведений из коллекции музея, составляющих «иконографию» города: от графических планов и панорам XIX века - до живописных полотен, написанных во время Васнецовского пленэра в наши дни. В рамках параллельной программы зрителей ждут экскурсии, арт-паузы и лекции. Выставка будет работать до 10 марта.

Живописный образ Вятки вдохновляет на творчество художников разных эпох. Обращаясь к жанру городского пейзажа, они стремятся создать портрет города, выразить его настроение, передать дух эпохи. Посетители выставки «Город над Вяткой-рекой» смогут увидеть деревянную и каменную Вятку, индустриальный Киров и современный город, ностальгирующий по прежнему имени. 

Каждый город обладает своим неповторимым лицом, узнаваемым внешним обликом, имеющим зримое художественное воплощение. Старинная северная Вятка издавна привлекала внимание путешественников, литераторов, художников, ученых, многие из которых оставили её описания. Чиновник Московской межевой конторы, служивший в Вятке с 1824-го по 1827 год, П.Я. Лукьянов, приятель А.С. Пушкина, оставил следующие восторженные строки: «Не один я, все вообще приезжие обманываются, думая, что Вятка - маленький, бедный городок - немного лучше знаменитого Богородска. Но я желал бы всегда так приятно обманываться. Вятка выстроена правильно: улицы прямы и широки, везде тротуары для пешеходцев, собор и церкви (числом 19) великолепны, одних каменных домов 83... Местоположение города очень красиво. Он стоит на горе - внизу река, кругом множество богатых сёл».

Одно из первых изображений древнего города представлено на старинной иконе середины XVII столетия «Богоматерь Боголюбская с преподобным Трифоном Вятским, чудотворцем», где в молитве перед Богородицей склонился первый святой Вятской земли. На иконе представлен вид Хлынова 1740-х годов. За фигурой преподобного Трифона расположены: в верхней части - Хлыновский кремль, обнесённый крепостной стеной, а внизу - мужская обитель Успения Пресвятой Богородицы, основанная Трифоном в 1580 году за городской чертой.

В последней четверти XVIII века формируется образ новой Вятки как главного города вновь утвержденной губернии. Изменяются его планировка и застройка. Увидеть город этого времени позволяют немногие уникальные планы и панорамы, составленные художниками XIX столетия. «Вид города Вятки со стороны реки» середины XIX века повторила в офорте вятский график В.И.Ушакова со старинной литографии И.А. Клюквина. На первом плане гравюры виднеется кромка противоположного берега и река, вдоль которой тянется панорама от острога до Александро-Невского собора. Стройный линеарный силуэт набережной определяется вертикалями церквей и колоколен. Как писал один из горожан Я.Н. Алфеевский: «Город Вятка, расположенный по хребтам и падям левого берега реки Вятки, среди амфитеатральных окрестностей представляет картину редкую, достойную кисти гениального живописца. Не знаешь, чем более любоваться, окрестностями ли из города, или городом из окрестностей?».

Формирование собственно художественной иконографии Вятки начинается с последней трети XIX века. В городе работали профессиональные живописцы и графики, обращаясь в своем творчестве к местным пейзажным мотивам. Мастером романтического пейзажа в русском искусстве конца XIX - начала XX веков стал уроженец Вятки Аркадий Александрович Рылов. В основу его картины «Праздник на воде» легли детские и юношеские впечатления от торжественных проводов крестного хода с иконой святителя Николая Чудотворца на реку Великую. Художник вспоминал: «Чудотворную икону торжественно погружали в особую ладью, расписанную по-старинному. На ней устроено нечто вроде часовни. Под звуки оркестра ладья, отделившись от берега, поплыла по волнам. Десяток молодых гребцов в красных рубахах с синей перевязью через плечо замахали вёслами, как крыльями, подымая пену на воде». Именно этот момент А.А. Рылов воссоздал на полотне.

В начале XX столетия в Вятке сложился круг талантливых художников-пейзажистов среднего и молодого поколений: Николай Румянцев, Николай Хохряков, Алексей Исупов, Михаил Демидов, Алексей Деньшин, Сергей Емельянов. Дореволюционный облик города развивался в гармонии храмовой, общественной и жилой архитектуры, органично вписанной в природный ландшафт. Среди самых популярных городских мотивов, которые интересовали художников, были Соборная площадь, Александровский сад, Трифонов монастырь.

К образу Успенского Трифонова монастыря обращались многие авторы. Часто это небольшие работы с изображением куполов, главного входа в монастырь с надвратной Никольской церковью, братским корпусом и фрагментом стены (Н.Н. Румянцев, Н.Н. Хохряков, А.И. Деньшин) или изображение храмов внутри монастыря (С.А. Емельянов), или с нехарактерной южной стороны (А.В. Исупов).

Собирательный образ вятского города исполнил А.И. Деньшин, динамично решив монументальный эскиз картины «Базар в провинции». На студенческой выставке 1915 года он получил за него первую премию имени Мазурина. Другим притягательным местом для вятских художников стал Александровский сад. Его виды писали и рисовали на протяжении всего XX века (В.В. Игнатьев «Весенний этюд. Александровский сад», А.И. Деньшин «Халтуринский парк», А.М. Широков «Весна. Портрет сына»).

В советское время в пейзажном искусстве формируется индустриальное направление, связанное с убыстряющимся темпом жизни, развитием промышленности, строительством заводов и фабрик современных жилых районов. Романтику современного города, радостное восприятие жизни человека стремились передать в своих произведениях художники послевоенного времени: П.С. Вершигоров «Огни города Кирова», Г.А. Вопилов «Городской пейзаж», Л.Т. Артамощенко «Вятский пейзаж». Их отличают яркие краски, мажорная импрессионистичная живопись, необычное композиционное решение.

«Старая Вятка» - тема, полюбившаяся вятским художникам 1970 - 1980-х годов. Характерным было обращение к наследию древнерусского и народного искусства, к православной духовности, сохранению культурной памяти. Художники стремились запечатлеть неповторимые черты быстро уходящего старого города. Прежде всего, эта тема близка искусству В.Г. Харлова и В.И. Ушаковой. Их произведения пронизывает щемящая грусть по былой красоте, особому духу гармонии, царившему в архитектурных памятниках прошлых эпох и душах людей. Обострённое чувство памяти отличает произведения В. Г. Харлова. Стражем старой Вятки выступает его знаменитая «Лиственница», ставшая неким символом города. Трагедийное начало звучит в картине «Памятник», ярко выразившей дух наступившей эпохи разрушения. В.И. Ушакова в серии офортов «Вятские мотивы» бережно передала характерные черты вятского пейзажа в единстве ландшафта и архитектуры («Вид на Трифонов монастырь от Приказной избы», «Вятский дворик»).

К созданию художественно-документального образа средневекового Хлынова стремился в монументальных полотнах В. Ю. Полов. В картине «Торг перед Спасской башней Хлыновского кремля» живописно воссоздана сцена из жизни городского посада. Свою историю города написал Д.Н. Сенников. В творчестве мастера нашли место и раздольные панорамы, и тихие замкнутые дворики, и портреты отдельных зданий («Дом на Никитской»). Художественной манере Дмитрия Сенникова свойственны декоративность цветового решения и разнообразие приемов в построении живописной фактуры картин.

С 2019 года в областном центре каждое лето работают участники всероссийского «Васнецовского пленэра», приезжающие в Киров из разных городов страны. В произведениях известных российских живописцев старшего и среднего поколений нашли отражение прошлое и настоящее нашего города (Д.А. Белюкин, «Вятка. Магазин Клобукова на Спасской»; Е.В. Ромашко, «Красивый храм. Киров. Вятка»; С.А. Данчев, «Кулисы. Открывшийся мир»; Д.С. Антонова, «Очаровательный парк. Киров»; А.А. Мургин, «Дом союзов»; О.В. Давыдова «Что наша жизнь - игра»).

Создававшаяся на протяжении столетий художественная летопись Вятки, объединившая в лучших произведениях высокое мастерство, чувство исторической памяти, любовное отношение к архитектурному облику города и его современной жизни, имеет важное историко-культурное значение.

Фото: Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Оперативная информация в удобном формате.

Подпишитесь на нас в: Google Новости Яндекс Новости