Василий Макарович Шукшин - один из самых интереснейших советских писателей, режиссёров и сценаристов. Чего только стоит знаменитый фильм "Калина красная", в котором Шукшин выступил и режиссёром, и сценаристом, и главным героем повествования.
Василий Макарович за свою жизнь успел написать огромное количество рассказов о простых советских людях - крестьянах, рабочих. Темы жизни обычных жителей страны всегда будет актуальна. В кировском Драмтеатре зрителям демонстрировали спектакль, основанный на нескольких рассказах Шукшина: «Ночью в бойлерной», «Миль пардон, мадам!», «Случай в ресторане», «Степка» и «Бессовестные». Постановщик спектакля и автором пьесы выступил московский режиссёр Сергей Красноперец.
Хотелось бы остановиться подробнее на рассказе "Стёпка", который демонстрировали во втором акте постановки. В родительский дом неожиданно для всех возвращается сын Степан. Его ожидали осенью, но он пришёл на три месяца раньше срока. Все рады его видеть, хоть и задают вопросы:
— Чо-то раньше? Мы осенью ждали.
— Отработал… отпустили пораньше.
Его дожидалась любимая соседка Нюрка. Была рада она не меньше родителей и немой сестры Стёпки. Зрители задавались вопросом: "А где же был Стёпка?" Ответ на этот вопрос был дан вопросом:
— А бегут?
— Мало. Смысла нет.
Именно в этот момент мы понимаем, что Стёпка несколько лет сидел в тюрьме. Поэтому мы должны особое внимание придать тому, что его ждали через три месяца. В один момент начинается празднование вовзращения блудного сына и жениха. Поются песни, веселятся гости - казалось бы, ничего не предвещало беды.
Но вдруг приходит местный участковый и диким взглядом смотрит на Стёпку:
— Ты что, сдурел, парень? — спросил участковый, вглядываясь в лицо Степана.
— Чудно? Ничего… Бывает.
— Тебе же три месяца сидеть осталось!
— Знаю не хуже тебя… Дай закурить.
Все задаются вопросом - ну почему не оисидеть оставшиеся три месяца и не выйти из тюрьмы с чистой совестью? Ответ Стёпки поражает:
— Зачем ты это сделал-то?
— Сбежал-то? А вот — пройтись разок… Соскучился. Сны замучили.
— Так ведь три месяца осталось! — почти закричал участковый. — А теперь еще пару лет накинут.
— Ничего… Я теперь подкрепился. Теперь можно сидеть. А то меня сны замучили — каждую ночь деревня снится… Хорошо у нас весной, верно?
Отыгран этот момент в пьесе был просто великорлепно. С надрывом, зал буквально чувствовал, что эти оставшиеся три месяца наш герой бы просто не выдержал. Тоска, тоска по родному дому, по домочадцам, по любимой деревне, природе, речке...
Старик Глухов овдовел в 68 лет. Было у него четверо сыновей, трое умерло на фронтах Великой Отечественной, а младший редко навещал своего отца - жил в городе. Емельян понял, что дальше жить в одиночестве в своей избе он не сможет, и надумал жениться. Даже невесту себе присмотрел - старуху Отавину.
Но так просто ведь не подойти к женщине и не сказать, мол, давай жить вместе. Глухов придумал целую схему: они съедутся, старуха продаст свою избу, но деньги оставит себе. Если жизнь совместная у них не сложится - купит себе избу, а коли уж сложится, то и думать об этом не надобно.
Раз подойти и сказать нельзя - то нужно как-то сосвататься. А для этой роли Глухов выбрал свою знакомую-подругу Ольгу Малышеву, которой он уже давно помогал по хозяйству и когда-то тайно признавался в любви - но ничего у них не сложилось.
Сели, поговорили. Глухов рассказал ей о своём плане. Но, как можно понять из реакции Малышевой, она как-то подозрительно озлобилась в связи с таким заявлением:
Малышева внимательно и как-то с отчуждением, с каким-то скрытым враждебным значением посмотрела на старика.
После заявления старика женщина весь диалог вела себя достаточно агрессивно. Прямо-таки кричала на Глухова. И отчего, казалось бы, ей злиться? Но внимательный зритель (особенно зрительница) всё уже к этому моменту поняли. Тем не менее, помощьт свою в сватовстве она старику пообещала.
Состоялся у двух старушек достаточно странный диалог. Малышева доложила как есть: старик Глухов интересуется старухой Отавиной. Но то, как именно строился диалог, позволяет нам сделать свои выводы. Вот например:
— Я чего призвала тебя, — сразу начала Малышиха. — Глухова старика знаешь?
— Емельян Егорыча? Знаю, как же. У его трех сынов убило…
— Так вот он хочет на тебе жениться, — Малышева отчеканила слова, как семь аккуратных пельменей загнула. — Ты согласна?
Без предисловий, без какой-то подводки. Прямо сразу с моста в карьер. Быть может, Малышева такой прямотой старалась чего-то добиться? Отавиха, тем временем, как оказалось, и не прочь пожить "в тёплой хате", но есть главный момент, который её смущает:
— А ну-ка да он ночами приставать станет?
Малышева даже рот открыла.
— Как?
— А как? Так. Они знаешь какие! Перьво-наперьво я бы желала знать и быть в надежде, што он приставать не станет. И штоб не матершинничал. Табак курит… Ну, тут уж… все курют, тут не укоротишь.
После этого диалога в хату входит старик Глухов. И тут Малышеву, что называется, "прорвало":
— Выслушала я вас обоих… Конечно, эта ваша личная жизнь, вы можете сходиться… Люди с ума сходят, и то ничего. Но хочу все же вас спросить: как вам не совестно? А? — Малышева бросала эти слова в лицо Глухову и Отавиной. С какой-то необъяснимой жестокостью, от всего сердца, наболевшего тайной какой-то болью, бросала. Бросала и бросала, как ни краснели, ни вертелись на месте, как ни страдали эти, потерявшие всякую совесть жених и невеста. — Как же вы после этого на белый свет глядеть будете? А? Да люди всю жизнь живут одинокие… Я всю жизнь живу одинокая, с двадцати трех лет одинокая… А что, ко мне не сватались? Сватались. Не ходили по ночам, не стучали в окошко? Ходили. Стучали. Ты, Глухов, не приходил ко мне в сельсовет, не говорил, что жить без меня не можешь? Не приходил? Ну-ка, скажи.
— Я по дурости… выпимши был, — признался он. — Я не сватался… Чего ты? Зря-то. Я, мол, в те годы, когда-то…
— По дурости! А теперь он умный стал — в семьдесят лет жениться надумал. Умник. А ты-то, ты-то!.. «Посмотрю, подумаю… в тепле пожить». Эх ты, богомольница! Туда же… На других пальцем показываете — грех. А сами? Какой же вы пример подаете молодым! Вы об этом подумали? Вы свою ответственность перед народом понимаете? — Малышиха постучала сухими костяшками пальцев по столу. — Задумались вы над этим? Нет, не задумались. Эгоисты. Народ сил своих не жалеет — трудится, а вы — со свадьбой затеетесь… на выпивку людей соблазнять и на легкие отношения. Бессовестные.
— Да какая свадьба?! — воскликнул Глухов. Отавиха, та слова не могла вымолвить. — Сошлись бы потихоньку, и все. Какая свадьба?
— Совсем, как… подзаборники. Тьфу! Животный.
Добавим, что из репертуара Драмтеатра "Рассказы" Шукшина никуда не деваются, и в последующем зрители смогут снова посетить эту замечательную постановку. Тем более, что мы рассказли не о всех поставленных рассказах.
Фото: Кировский Драматический театр.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Оперативная информация в удобном формате.