29 сентября в кировском Театре на Спасской состоялось официальное открытие 88-го театрального сезона. Публике был представлен премьерный спектакль «Последние дни Базарова» в постановке молодого режиссёра Кирилла Заборихина. В сценической версии романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» постановщики предложили зрителю взглянуть на знакомую всем со школьной скамьи историю глазами умирающего от тифа студента-нигилиста, отрицающего традиционные порядки и ценности принятые в обществе. Спектакль о душевных терзаниях главного героя, его отношениях с родными и близкими, вечном споре прошлого с настоящим был тепло принят театральной общественностью Кирова. Премьера обещает плотно закрепиться в репертуаре театра.
Перед началом спектакля зрителей на авансцене встречали актёры. Каждый занятый в постановке артист пытался донести главную мысль и идею своего персонажа, рассказывал небольшую историю лично от себя и призывал взглянуть на роман «Отцы и дети» под другим углом. Такой театральный приём сразу дал понять, что мы не увидим классическую трактовку произведения.
Действительно, хроника событий воспроизводится нелинейно. Спектакль начинается со сцены заражения Базарова неизлечимой, смертельной болезнью. Дальнейшее действие разворачивается хаотично и даже сюрреалистично. Умирающий герой вспоминает самые яркие и судьбоносные моменты своей жизни в бреду и горячке. Отсюда гнетущая, мрачная и монохромная обстановка на сцене. Все персонажи одеты исключительно в чёрно-серые костюмы, свет приглушённый, царит полумрак. Траурную атмосферу растворяет лишь пространство сцены, заполненное рожью. Сценография даёт нам прямую отсылку к знаменитому произведению Сэлинджера «Над пропастью во ржи», словно проводя параллель между Холденом Колфилдом и Евгением Базаровым, их общим непринятием канонов и морали общества. Зелёными пятнами выделяются только воспоминания Евгения о ярких моментах-вспышках в жизни: поцелуй с Фенечкой, признание в любви Одинцовой, душевный разговор с родителями.
Но если менее значимые для героя события просто происходят на небольшом переносном газоне искусственной травы, то раскрытие чувств перед Анной Сергеевной «превращает» сухую рожь в молодое поле посредством игры света. Сцена заливается зеленью, будто душа Базарова расцветает вместе с колосьями.
В спектакле завуалированно большое количество метафор, которое даст пищу для размышлений зрителям. Привлекает внимание и зияет белое платье на чёрной кулисе, как символ веры в светлое будущее в этом мрачном и тёмном настоящем, именно его наденет Екатерина Одинцова на помолвку с Аркадием. Мёртвая галка, убитая Базаровым, по повериям сулящая неприятности и смерть, будет лежать на столе в последние моменты перед кончиной героя. Железные детали из прошлого в виде буквы «Ш» из сердечника трансформатора электрического тока появятся в сцене воспоминаний из детства Евгения, будто отправляя наше воображение в собственные детские годы. Чучело чайки, статично стоящее на первом плане на протяжении всего спектакля, — символ материнского плача по своим детям, как считается у северных народов, очевидно, играет для режиссёра особую роль. Эти и другие предметы реквизита можно разбирать до бесконечности. Постановщики уделили большое внимание деталям, даже в самых неприметных вещах на сцене заложен сакральный смысл, который понятен будет только подготовленным зрителям или создателям спектакля .
Постановка не привязана к определённому историческому промежутку. Если действие романа разворачивается весной 1859-го года, то в спектакле нет понимания времени. Декорации лаконичны и просты, элементы декора ограничиваются отдельными атрибутами интерьера, будь то операционный светильник или раритетный вентилятор. Любой предмет существует отдельно и работает только для конкретной сцены. Музыкальное сопровождение от свежего трека Narquoisъ «Дом догорает» до классических мелодий также не даёт зрителю подсказки. Даже костюмы героев собраны из разных эпох. Несмотря на то, что на Базарове надеты берцы, на Аркадии красуются белые кеды, а Одинцова щеголяет в кроп-топе и облегающем платье с откровенным разрезом, мы не можем отнести время действия к современности, потому что, например, Фенечка одета в крестьянскую рубаху, а Базаров старший — в шинель.
Создатели спектакля умышленно отходят от привязки к исторической действительности, показывая зрителю, что тема отцов и детей, дружбы и любви, жизни и смерти актуальна в любое время. Для режиссёра была важна сама идея морально-философской трактовки, показанная глазами умирающего главного героя, подведение итогов жизни и признание ошибок молодого растерзанного противоречиями разночинца, а не слепое следование детализации действительности в романе.
Последние дни Базарова – не что иное как агония. Эхом из прошлого доносятся до Евгения голоса пожилого отца и матери. Единственный сын – смысл жизни Василия Ивановича и Арины Васильевны, их забота и нежность к отпрыску слышна в каждом диалоге. Любовь и страдания объединяют безутешных героев в единое целое, неминуемая гибель Евгения сближает родителей до физического слияния. Весь спектакль актёры буквально не разъединяются и «прикипают» друг к другу: отец либо носит мать на руках, либо обнимает. Только молодого нигилиста не особо волнуют переживания родителей, он талашится. Спорит с Павлом Петровичем в женском обличии, скандалит с Кирсановыми, превращая перепалку в абсолютную какофонию из голосов, общается с Одинцовой на повышенных тонах. Любой разговор заканчивается для Евгения взрывом эмоций: несогласных он расстреливает, получает оплеуху от Анны Николаевны, вырывается из прощальных объятий Аркадия с нескрываемым раздражением. Базаров страдает, размышляет, философствует и мечется в муках.
Лейтмотивом проходит через всё действо линия дружбы Евгения с Аркадием. Общение приятелей сводится к немногословным диалогам. Молодой Кирсанов скорее озадачен связью с юной Екатериной Одинцовой, нежели разговорами со строптивым товарищем. Упор в постановке сделан как раз на зарождение и развитие чувств этих персонажей. Любовь Аркадия и Катерины станет лучиком надежды на светлое будущее: в сцене помолвки герои наконец освободятся, снимут тёмную одежду и в белых нарядах покинут мрачные декорации.
Одну из главных линий в спектакле занимают отношения Базарова с Анной Одинцовой. Накал страстей между ними понятен со сцены знакомства. Далее на протяжении всего спектакля Анна будет откровенно флиртовать и играть чувствами главного героя. Сцена на кресле особенно ярко показывает её намерение соблазнить Базарова: женщина как змея обвивает и буквально ползает по герою, оголяя ноги. Героиня вообще ведёт себя довольно странно, всеми силами показывая своё превосходство и недоступность, при этом демонстрируя откровенную фривольность в общении. Внутри неё идет борьба показной нравственности и желания быть предметом обожания Базарова.
Под таким напором смущённому Евгению не остаётся ничего, кроме как признаться в любви. Одинцова получает желаемую реакцию и отвергает жертву, холодной во всех отношениях особе не нужны его чувства. Создается впечатление, что Анне просто скучно в её деревне, игры в соблазнение ни что иное, как развлечение. В сцене прощания с Базаровым она издевательски появляется в кристально белом полушубке и в широкополой шляпе перед полуголым Базаровым. «Молодая, свежая, чистая в этой гадкой комнате» даже перед смертью молодого человека разговаривает с ним с прохладой и без всякого сожаления добивает героя. Прощаясь с ней и отпуская все свои терзания, Базаров обретает покой в душе. Декорации взмывают вверх, оставляя сцену пустой, как его сознание. Из уст умирающего звучат последние слова «теперь темнота», и в зале гаснет свет. В финальной сцене за длинным столом Евгений безмолвно попрощается с Одинцовой, Аркадием и Екатериной, с отцом и матерью, по очереди садящимися напротив него. На смертном одре Базаров получает желаемые спокойствие и умиротворение, сил бороться со всеми и вся у него просто не остается, его мучения закончены.
Премьера спектакля «Последние дни Базарова» оставила у зрителей неоднозначные впечатления, заставила задуматься и переосмыслить взгляды на знакомый, казалось бы, роман «Отцы и дети». Ретроспектива событий в «перемотке» назад стала неожиданным решением, а рефлексия героя над собственной жизнью не оставила никого равнодушным. Одно можно утверждать точно — животрепещущие темы, поднятые в постановке, актуальны на все времена и будут интересны как молодому, так и старшему поколению.
Фото: Театр на Спасской.