Мультимедиа Арт Музей Москвы (МАММ) и «Галерея Прогресса» представляет выставку «Оттепель» выдающегося советского и российского фотожурналиста, классика отечественной фотографии Владимира Лагранжа. Его работы находятся в музейных собраниях и частных коллекциях России, Италии, Великобритании, Швейцарии, Австралии. Лагранж - участник международных конкурсов и выставок: международной выставки в Будапеште (1963), «Сезонов русской фотографии» в Милане (2003), организованных музеем «Московский дом фотографии» и многих других, обладатель многочисленных профессиональных премий и медалей, в том числе высшей награды профессиональной гильдии фотографов и Союза журналистов «Золотой глаз».
Дмитрий Шиляев так восторженно произнес о Владимире Руфиновиче, который в следующем году будет отмечать свой 80-летний юбилей: «Это золотое время было для той истории советского периода. Мне лично очень дорог тот период, Лагранж лучше остальных, наверное, отобразил тот этап перемен в светлое будущее. В его фото заметно настроение перемен в эмоциях людей!»
В разные годы Владимир Лагранж сотрудничал с отечественными и зарубежными изданиями: «Литературная газета», «Советский Союз», «Paris Match», «Freie Welt», а также информационными агентствами: ТАСС, АПН, «Sipa Press». В 1987 году в числе 100 фотокорреспондентов из разных стран мира участвовал в создании книги «Один день из жизни Советского Союза», изданной в США.
«Владимир Лагранж родился в 1939 году, - продолжил меня знакомить с биографией Дмитрий Шиляев, - с 1959 по 1963 год работал в ТАСС, где ему посчастливилось познакомиться с великими советскими фотожурналистами Василием Егоровым и Николаем Кулешовым, которые оказали огромное влияние на формирование его взглядов и творческих методов. В 1963 году Лагранж принял участие в своей первой международной выставке в Будапеште, где получает Золотую медаль за фотографию «Маленькие балерины», снятую в балетной студии только что отстроенного Дворца пионеров на Ленинских горах. Годы «оттепели», были уникальным временем в советской истории. В стране неуловимо изменилось настроение».
Мы подходим с Дмитрием к очень известному и нашумевшему фото Лангранжа! Почему он цепляет абсолютно всех посетителей, какая-то загадка кроется в нем? Настроение свободы ярко выражает знаменитый снимок Владимира Лагранжа «Голуби», который журнал «Советское фото» опубликовал на целый разворот, что было довольно необычно для изданий того времени. На снимке: юные выпускники, полные надежд, шагают по Красной площади, а над ними взлетают ввысь голуби. На смену традиционным, официозным, застывшим снимкам с парадов и съездов политбюро, приходят кадры, безусловно, еще постановочные, но дышащие свободой, позволяющие сформировать новый взгляд на эту эпоху. Новое поколение фотографов обращается к новым формам выражения, новым ценностям, экспериментирует, ищет новые средства, методы, образы. Я с Дмитрием «переходила» от одного снимка к другому и я влюблялась… В Лангранжа! Я сама долгое время занимаюсь фотографией и искренне люблю это дело, в начале своего пути я снимала пленочной «Сменой», которая сейчас у меня хранится дома, сейчас аппаратурой одной из известных марок.
«Удача, пожалуй, всегда улыбалась Владимиру Руфиновичу, - продолжил мне рассказывать про известного фотографа Дмитрий Шиляев, - и он делал головокружительную карьеру, правда, благодаря своему таланту!»
В 1963 году Лагранж стал специальным корреспондентом знаменитого журнала «Советский Союз», советского ответа мировым глянцевым журналам, призванного пропагандировать за рубежом советский образ жизни. В 1964 году в составе группы молодежи от Общества дружбы «СССР-Франция», под эгидой ЦК ВЛКСМ Владимир Лагранж поехал в Париж. Вот, как он вспоминает эту поездку: «И вот я, беспартийный, да еще с такой фамилией, оказался в стране своих предков. Не буду здесь писать подробно о тех впечатлениях, настроении, удивлении, которые переполняли меня. Память о Франции выразилась в моих фотографиях. Сон кончился. За одну ночь я отпечатал более двухсот снимков. Моему журналу этот репортаж был не нужен. Осенью в Советский Союз приезжал Шарль де Голь, и ко мне обратилась «Литературная газета» - показать эту съемку. Работы понравились, но возник вопрос, а нет ли у меня кадров нищих, бездомных, каких-то острых социальных сцен. Даже такой газете требовалась ложка дегтя. Идеология в стране была бдительна. Такое я не мог снять, да и не за этим ехал. А разворот все же в газете был». Уже с 1989 по 1991 год Владимир Лагранж работал в журнале «Родина», а затем, до 1995 года – в московском бюро французского агентства «Sipa Press». После 1995 года Лагранж перестал работать в журналах, снимал только для своего сайта, много путешествовал, много фотографировал, пытаясь понять и доказать себе, что еще возможно вернуться к жанру фоторепортажа, от которого он успел отдалиться. Путешествуя по Италии, Лагранж не изменил своей манере снимать, правильно расставлять акценты, прежде всего, концентрируясь на колорите страны, улавливая в своих героях черты, которые способны затронуть самое сокровенное в душе зрителя.
На выставке я встретилась с двумя кировчанками Ритой Смирновой и Алиной Жгулевой, которые были в восторге от экспозиции. Алина скоро уезжает учиться в Чехию, а Рита поступила в престижный вуз страны, но прежде, чем уехать, девчонки заглянули сюда! Алина заметила в разговоре со мной, что поразительно, как в двух цветах может присутствовать такая палитра и буйство красок. Рита отметила большой позитив в фото Лангранжа и мастерство поймать кадр. А кировчане Татьяна и Станислав отметили, что им более понравились портреты самых обычных людей. А я с ним полностью согласилась, пойдя по второму и третьему кругу, я вновь обратила внимание на фото «Дедок», «Валентина Терешкова», «Дети на переменке». Загляните на выставку, и точно - вы не пожалеете, и может, именно вам удастся поймать аромат черно-белых фотографий известного Владимира Лангранжа!
Ольга Демина. Фото Ольга Демина.
Киров, ЦСИ «Галерея Прогресса», ул. Горького, д. 5, 405- 504
Выставка продлится до 10 сентября 2018 года.
А вот что мы писали о выставке «Гол» и уникальной книге, которую можно купить в ЦСИ.