Сегодня: 25.02.2024

92.75
100.44
АИ-92 49.9 руб.
АИ-95 55.4 руб.

Следите за новостями:

  Жанна Доброхотова 784

Женские размышления о фильме «Мастер и Маргарита»

Новая экранизация знаменитого романа Булгакова напомнила старую поговорку: «В огороде бузина, а в Киеве дядька».

Женские размышления о фильме «Мастер и Маргарита»

В минувшие выходные уговорили меня подруги сходить на премьеру фильма «Мастер и Маргарита» в чепецкий кинотеатр «Люмьер».

Скажу прямо: экранизация этого мистического романа – дело неблагодарное. Сколько бы его не снимали – а все что-то не то получается. Помню, ещё в 90-х я смотрела фильм польского режиссера Мацея Войтышко, снятый по мотивам знаменитого произведения. Не впечатлило – не удалось полякам передать суть и натуру широкой русской души, а также колорит московского быта. Да и леденящей душу мистической истории не получилось: всё у них было хиханьки да хаханьки.

Следующий фильм-экранизация режиссёра Юрия Кары долгое время пролежал на полке, его я даже не смотрела. «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко 2005 года был растянут на много серий, изобиловал спецэффектами при изображении нечистой силы. Фильм здорово вытягивали саундтреки Игоря Корнелюка. Но он мне не «показался» из-за несхожести типажей некоторых актеров с персонажами. Некогда красавец Александр Галибин, по-моему мнению, не тянул на Мастера в силу своей вялости и усталости. А милейший Олег Басилашвили ну никак не походил на злодея Воланда с его потусторонней энергетикой.

Дело в том, что в моём воображении персонажи этого романа выглядят гораздо ярче, чем в фильмах. Впрочем, каждый человек по-своему видит героев литературного произведения, в зависимости от силы своей неуемной фантазии. Но вернемся к новой экранизации. Фильм, честно говоря, удивил. Его авторы режиссер Михаил Локшин и сценарист Роман Кантор умудрились перевернуть булгаковский сюжет с ног на голову, всё перемешать и замутить - совсем как в старой поговорке «В огороде бузина, а в Киеве дядька». Сюжетные линии ломались, в одну кучу были свалены любовь, религия, сатанизм, борьба с системой и демонами. Что касается последних – авторы, похоже, вовсю пытались их отождествить.

Москва 30-х годов получилась на редкость лубочной и неправдоподобной, как будто авторы взяли за основу кальку с голливудских фильмов о белокаменной. Присутствовало много нелепых эффектов и фантасмогорий. Некоторые действующие лица смахивали на каких-то идиотов, много пьянствовали, юродствовали, вели себя неадекватно. Я, конечно, понимаю, что в романе много сатиры на жизнь столицы 30-х годов, но не до такой же степени! Очень многое утрировано. В результате посмотрит фильм какой-нибудь иностранец и скажет: «Ну и придурки жили в старой Москве!».

Из достоинств – удачно подобраны артисты на роли главных героев - Евгений Цыганов и Юлия Снигирь. Брутальный Цыганов здорово смахивает на самого Булгакова. Играет достоверно, с достоинством, чутко уловив стиль той эпохи. Снигирь – очень похожа на дам со старых фотографий той поры: утонченна, умна, степенна. Хотя на ведьму, по-моему, не тянет. У Ковальчук, в этом смысле, данных значительно больше. Однако в целом тема любви была сыграна безукоризненно. Поэт Иван Бездомный получился каким-то невыразительным, но временами с надрывом. В этой роли куда более органично смотрелся Владислав Галкин.

А теперь о демонической свите. Как ни странно, многим зрителям пришелся по вкусу немецкий актер Аугуст Диль, сыгравший Воланда – ироничный, таинственный, жёсткий, но не лишенный обаяния. Он одновременно и притягивал, и отталкивал. Под стать ему – и остальная нечисть, хотя порой и переигрывающая. Бал сатаны не затянут, как в предыдущем фильме, и снят без излишних помпезности и страшилок. Библейской темы в экранизации касаться не буду – тоже не все однозначно, требует осмысления.

Вообще фильм полон намёков и полунамеков. Посмотрев его, многие пытаются провести аналогии между прошлой и современно жизнью, ищут скрытые смыслы. В этом и есть загадка романа Михаила Булгакова – он оказался вне временных рамок. Лично у меня возникло горячее желание перечитать произведение ещё раз – потому что вопросов после просмотра фильма осталось больше, чем ответов.

Фото: кадры из фильма «Мастер и Маргарита» (Mars Media Entertainment, 2022 год).

Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Оперативная информация в удобном формате.

Подпишитесь на нас в: Google Новости Яндекс Новости