В музее города Кирово-Чепецка хранится немало экспонатов, связанных с хлебной темой. Среди них чаруша - плетеная чаша. Ее, рассказали нам в музее, можно встретить в любом сельском заброшенном доме. Причем в большом количестве. А всё потому, что чаруши были неотъемлемой частью крестьянского быта.
Фото: музей Кирово-Чепецка
Чаруша представляет собой круглую в сечении чашу без ручек, плетёную из корней сосны. В среднем она имеет диаметр 25-30 см и пологие стенки около 10 см. Но в музейной коллекции есть чаруша, достигающая 40 см.
Чаруши служили для формовки, то есть для придания формы каравая ржаному или пшеничному хлебу. Кислое, круто замешанное, хорошо подошедшее тесто выкладывали весёлкой из квашни в чарушу, заполняя её лишь наполовину. Затем несколько раз тесто подбрасывали вверх так, чтобы оно выскочило из чаруши, а потом опять в неё упало.
После такой процедуры тесто принимало форму чаруши, хорошо сбивалось, становилось ровным и гладким. Его закрывали скатертью или куском холста и ждали, когда подойдёт.
Печь, - продолжили свой рассказ сотрудники музея, - тщательно подготавливалась к выпечке хлебов. Дрова, почти прогоревшие, раскладывались по бокам, а иногда и совсем убирались. Оставшиеся угли и зола загребались, под (дно печи) чисто подметался мокрым помелом из мочала.
Печь была готова для хлебов, если горсть муки, брошенная на под, обугливалась. Если же она вспыхивала и искрилась, то под ещё раз смачивался помелом.
Сформованное тесто на лопате вкладывалось в печь прямо на под или на капустные листы.
Выпеченный хлеб всегда имел полусферическую форму, что объяснялось формой чаруши и конструкцией русской печи с её плоским подом и полусферическим сводом.
Кстати, название «подовый» пошло именно от такого способа выпекания хлеба на поду без использования форм.
Мастеров, специализирующихся на плетении изделий из соснового корня, называли «чарушечниками». Особенно много чарушечников проживало в Бобинской и Загарской волостях Вятского уезда Вятской губернии.