Сегодня: 11.04.2021

77.17
91.78
АИ-92 46.5 руб.
АИ-95 48.9 руб.

Следите за новостями:

  Ольга Дёмина 2449

Возрождение Егорьевского крестного хода - дело благое!

На нашей вятской земле живут люди, любящие свою малую родину, родной край, которые родились здесь, живут, работают и уезжать отсюда они никуда не хотят

Возрождение Егорьевского крестного хода - дело благое!

Когда меня слобожане пригласили приехать в этот город, да и съездить в деревни Шестаково, Залесье, то я ни минуту не сомневаясь, поехала в Слободской. Вышла на конечной остановке - у автостанции, где меня уже ждали встречающие: атаман Владимир Шулаков, охотовед, заместитель атамана, краевед Степан Халтурин и музейный работник Татьяна Лопаткина. Не задерживаясь здесь, мы сели в машину и поехали в село Шестаково, которое находится в 23 километрах километрах от города. За разговорами доехали быстро. 

Наша первая остановка была у Никольской церкви - настоятель о. Иов (Муравьев), которую селяне восстанавливают на свои средства уже более 10 лет. Она построена в 1765 году на месте обветшавшей деревянной внутри кремля. Сразу заметила, что пол выстлан плитами из опоки. Встретили нас две женщины, обе в прошлом учительницы местной сельской школы. Валентина Сергеевна Черепанова работала библиотекарем, а Татьяна Павловна Олонова, математик, в данный момент - староста прихода храма. Слушая рассказы женщин, я не сводила глаз с расписанных купола, стен, остались лишь маленькие, пока не расписанные медальоны. Я с удивлением спросила: «Кто же сотворил такую красоту»? Оказывается, все работы выполнила Елена Юрьевна Медведкова, которая, по словам Татьяны Олоновой училась в Кирове в "художке", потом в училище и вот уже несколько лет трудится на благо церкви. Оказывается, смелая Елена вскарабкивается на огромные леса и тоненькой кисточкой расписывает купол, стены, восстанавливает то, что осталось и сохранилось на стенах. К сожалению, с этой удивительной женщиной, мне не удалось познакомиться. Со слов Татьяны Павловны, ранее в этом храме был клуб, поэтому и сохранилась какая-то старинная роспись, а многие стены вообще были заштукатурены и побелены. И вот сейчас Елена занимается такой удивительной и трудоемкой работой. Ее муж – директор местной школы, и отец супруга тоже помогал восстанавливать церковь. Она отапливается, своя котельная, топят огромными березовыми чурками. Котел новый, я заглянула и, конечно же, посмотрела внутри.

О селе мне увлеченно и подробно рассказали Валентина Сергеевна и Татьяна Павловна. Познакомлю и я вас с его историей:

- Село расположено на правом берегу реки Вятки в 45-50 км к северо-востоку от города Кирова и в 23 км к северу от Слободского. Вблизи села автодорога Слободской - Нагорск.

Удивительно, что до 1764 года имело статус города и располагалось на проходящем тогда через него Сибирском торговом тракте. Впервые документально упоминается слобода-город Шестаков в 1546 году в двух царских грамотах Ивана Грозного и одной от 1552 года об освобождении шестаковцев от налоговых сборов на 5 лет в связи с разбирательством о притеснениях со стороны Слободского наместника. Им же было даровано городу 3 колокола. Город традиционно для русского средневековья состоял из дерево-земляной крепости и посада. По описанию 1629 год Шестаковский город-крепость был в окружности 200 сажень (420 м) из 100 городен (срубов). В городе тогда было две церкви (Михаила Архангела и Никольская), а также Богоявленская на посаде (существовала еще до начала построения нового города в 1542 года). Часть укреплений сохранилась и поныне. В 1925 году в ходе археологических раскопок были установлены границы двух линий земляных валов и рвов. В связи с этим предполагаемая площадь городка по разным оценкам составляла от 1 до 2 га. Имеются данные о существовании на этом месте поселения ранее XVI века (городище «Увал»). На основании имеющихся документов можно полагать, что Шестаковский городок в силу своей удаленности от власти наместников и полученных от царя послаблений был в середине XVI века своеобразным прибежищем для стекавшегося сюда разного рода вольнолюбивого населения Вятки и даже всего Русского Севера. Тем более, что построен он был «самовольно» — по частной инициативе окрестных жителей. После покорения Казани город Шестаков постепенно теряет своё значения, приходя в упадок. Уже в 1764 году Екатерина II лишает его статуса города, и Шестаков навсегда становится селом Шестаково, а его жители приписываются к городу Слободскому.

Сейчас в селе по переписи 1069 человек, но как заметила Валентина Черепанова, что у нее прописано 8 человек, а живут они вдвоем с мужем. Есть школа, интернат, в котором 5 дней в неделю живут дети с окрестных сел, а на выходные они уезжают домой! Летом - красота: грибы, ягоды, опьяняющий воздух в лесу, на улице. Рядом с церковью огромные кедры, которые сложно обхватить руками. Выходя их церкви, Степан Халтурин заметил, что главный центральный предел Шестаковского храма в честь архангела Михаила. Два других - в честь Георгия Победоносца и в честь Николая Чудотворца. Сейчас службы проводятся только в левом пределе - святителя Николая. 

Попрощавшись с гостеприимными женщинами, мы поехали далее, посмотрев еще и на разрушенную – одиноко стоящую каменную Благовещенскую церковь…Исторических зданий здесь сохранилось немного. На территории села около бывшей деревни Грабли находится охраняемый памятник природы «Сибирские кедры».

Заехали и в библиотеку, чтобы более подробно ознакомится с историей села. Нас встретили библиотекари, одна из них Елена Александровна Филиппова познакомила нас как с библиотекой, так и с крестьянским музеем и ретро-комнатой. Сейчас в виду пандемии, школьников приходит немного, а так - всегда полно народу, проходят занятия! Сколько же интересной утвари я рассмотрела в музее! Попив горячего чая, перекусив вкусняшками, которые нам в дорогу приготовила матушка Владимира Шулакова, наша дружная команда отправилась далее в путь! В Залесье! 

Доехали быстро - 9 километров. Всего несколько домов, какие-то жилые, другие стоят заброшенные! И вот наша цель - часовня в честь Георгия Победоносца! Вокруг снег, очень много-много. Но мы полезли, Владимир и Татьяна переобулись в валенки, а мы со Степаном в ботинках, зачерпывая снег, двинулись за ними. И вот мы внутри. Ощущения - не передать! Это надо прочувствовать. Поставили свечи, некоторое время постояли в тишине, слушая, как ветер завывает снаружи. Добротные доски лежат рядом, пол наполовину вскрыт, в крыше просвечивает небо. «Надо восстанавливать»,- невольно подумала я, правда, восстановление святынь- нелегкая задача». Так же мыслит и атаман Владимир Шулаков!

О часовне в Залесье рассказал мне Степан Халтурин:

- Деревянная церковь в селе Залесье построена не позднее 1862 года. По писцовой книге Ивана Доможирова за 1629 на месте села Залесье значится «стан Егорьевский и погост с церковью Георгия Страстотерпца деревянная с трапезою». В 1740 году деревянная церковь села Залесье была уже в довольно ветхом состоянии и стояла в подпорках. В 1780 году указом Вятской Духовной консистории разрешено эту церковь разобрать. Была она разобрана или нет точно неизвестно, но более поздние документы указывают на наличии в селе Залесье часовни, а не церкви.

А эта история была записана Надеждой Мокеровой. Она сохранилась от жительницы деревни, звали ее : Евгения Никифоровна Санталова (родилась 1 января 1922 года). Сейчас, правда, ее уже нет в живых! Воспоминание записано в ее доме в январе 2012 года:

-Часовня построена очень давно, забыла, в каком году. Я до 19 лет прожила в отцовском доме в древне Власовцы, 29 лет с мужем Василием Григорьевичем в Санталах, а в 1970 году мы построились неподалеку от часовни и переехали в Залесье. Вот и живу рядом с часовней 40 лет с гаком. Помню, как мы 14-15-летними девчонками в Егорьев день прибегали в Залесье. Дождемся, кричат: «Возок везут!» А там иконы и батюшки сидели, наверное, из городу. Запрягалось лошадей по 200, хвосты у всех завязанные, чтоб грязь не попадала, тогда ведь дорога не уделана была. Потом склад в ней был, и зерно возили, колхоз хранил горюче-смазочные материалы (масла). В 1967 году она стояла уже закрытая. А теперь она решетом крыта, дождем прибита. Не ходим туда. В прошлый год в «Егорию» приезжал батюшка и службу вел. Мы там были, но с потолка лило.

И вот о чем мечтает атаман Владимир Шулаков: это возродить крестный ход. И для этого он и его команда прилагает все усилия! Егорьевский крестный ход – один из самых древних на Вятской земле, и проходил он довольно необычно. Прерван был 100 лет назад! «Даже старше, чем Великорецкий»! - подчеркнул Владимир Владимирович! На праздник, в Егорьев день к Никольской церкви села Шестаково собирались окрестные мужики с лошадьми. Они запрягали всех лошадей клином в единственные крытые сани, (коренной была лошадь того хозяина, который больше заплатил денег в церковную казну), а в них садили двух нищих с иконой Николая Чудотворца. Упряжь из целого табуна лошадей (до 200) и толпа людей двигались к храму Георгия Победоносца в село Залесье. Там служили молебен и расходились. 

Постояв еще немного у часовни, послушав тишину вятского леса, мы двинулись в обратный путь. Заехали на святой источник в честь Георгия Победоносца набрать воды. Все обустроено как надо. «Источник этот известен,- заметил Степан Халтурин,- очень давно. Наверно уже не одно столетие поддерживается в сносном состоянии. Прошлой осенью было решено заменить уже изрядно подопревшую дощаную башенку над источником. По инициативе казачьего общества и на средства меценатов решено поставить целый сруб из бревен долговечной лиственницы. К зимнему празднику Георгия Победоносца - 9 декабря 2020 года древнее намоленное место одноименного источника было вновь обустроено современным поколением православных людей. В работах по установке участвовал слободской меценат со своими сотрудниками и представители нашего казачьего общества. Но меценат, насколько мне известно, не хотел, чтобы его фамилия в этом добром деле официально упоминалась». Степан, конечно же, назвал мне имя мецената, но его фамилию я тоже не могу озвучить по просьбе молодого человека.

«Егорьевский крестный ход состоится уже через два месяца, т.е. в этом году - 6 мая »,- сказал мне заговорщически атаман Владимир Шулаков (ради справедливости замечу, что первый возрожденный крестный ход состоялся в 2018 году, тогда было немного жителей - прим авт.). А я ему верю, так как планы у Владимира «наполеоновские». Так и будет. Сейчас осталось только постепенно часовню восстановить с помощью неравнодушных людей и хороших специалистов! На нашей вятской земле живут люди, любящие свою малую родину, родной край, которые родились здесь, живут, работают и уезжать отсюда они никуда не хотят. Я думаю, что все случится, правильно и как надо, и это точно.

Фото: Ольга Демина

Подпишитесь на нас в: Google Новости Яндекс Новости