И вновь Кирово-Чепецкий музей порадовал интереснейшей историей о жизни села Чепца в 20-е годы прошлого века. На этот раз речь зашла о театральной жизни. Да-да, вы не ослышались. Оказывается, в те годы это село можно было смело назвать театральной столицей Вятского уезда. В нём действовало сразу три театральных кружка.
В жизни кружковцев-театралов случались разные курьёзы. Вот отрывок из воспоминаний Николая Ивановича Перевощикова, уроженца села Чепца - одного из первых пионеров вятского края.
«… Несколько слов о наших спектаклях. Сами пьесы мы брали из специальных выпусков для деревни или из газет «Красный пахарь» и «Беднота». В одной из них была специальная рубрика «Лаптем по шее». Для инсценировок использовали рассказы А.П. Чехова, басни Д. Бедного, даже «Цыгане» А.С. Пушкина. Некоторые из нашего школьного драмкружка привлекали к участию в самодеятельных спектаклях взрослых, которыми руководили братья Перевощиковы Михаил и Алексей (в будущем известный художник-фотограф). Расскажу о некоторых из них, наиболее сохранившихся в памяти.
В постановке, посвящённой Парижской коммуне, нас участвовала большая группа. Мы должны были изображать маленьких парижан во время баррикадных боёв. Действие сопровождалось стрельбой. Те, кто был ближе к публике, стреляли холостыми (небольшими зарядами) из настоящих ружей, а в глубине сцены просто имитировали звуки хлопком доски о настил сцены. Несмотря на все предосторожности, мне кто-то в пылу сражения отстрелил часть полы куртки, за что мне дома попало, так как куртку я взял у сестры без разрешения.
Зимой 1925 года братья Перевощиковы поставили сказку Герхарта Гауптмана «Потонувший колокол». Роль гнома, на которую я рассчитывал, мне не досталась. Зато мне поручили изображать Горный ручей. Секрет состоял в том, что я, укрывшись от публики, должен был вращать деревянный барабан, на котором было прикреплено много разноцветных бумажных лент. При вращении барабаны цвета лент смешивались, создавая впечатление падающей воды. Поток получался отличный.
Многие не сразу поняли изобретательность постановщиков. Но самое интересное оказалось по окончании спектакля. Роль чёрта исполнял Василий Шаклеин, наш вожатый. Его за неимением костюма постановщики выкрасили сажей. Спектакль окончился, все уже разошлись, а несколько человек безуспешно пытались «снять» с чёрта сажу. Ничего не помогало. Пришлось В. Шаклеину так и идти домой «чёртом». На следующий день постановщики с большим трудом отмыли его в бане».
Любовь к театру автор воспоминаний пронёс через всю свою жизнь. Он уверен, что начало этой любви было положено в школьном театре.
Фото: РАМТ и фонды Кирово-Чепецкого городского музея.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Оперативная информация в удобном формате.