Сегодня: 21.11.2024

100.22
105.81
АИ-92 54 руб.
АИ-95 58.8 руб.

Следите за новостями:

10033

С кого начинается Родина?

Председатель Вятского Чарушинского общества вновь рассказывает о жизни великого вятского архитектора И.А. Чарушина.

С кого начинается Родина?

Старая Вятка

В 70-е годы прошлого века я один летний месяц после учебного года работала почтальоном. Вставала в 4 утра, чтобы к 5-ти успеть добраться «от цирка» до главпочтамта. А там часами перелопачивать килограммы пахнущих краской газет, от чего руки становились чёрными, складывать всю «разноску» в сумку и…в путь. Район почтамта был для меня совсем незнакомым, со множеством старых, деревянных домов, куда вход был через калитку, где запросто могла встретить «злая собака»… Вот так прошло моё боевое крещение «Старой Вяткой», о существовании которой пришлось узнавать «ногами и руками»… Помню, как однажды нужно было доставить заказное письмо по адресу «ул. С. Халтурина, д.15». Входная дверь поддалась с трудом, я уж было приготовилась испугаться... И вдруг за обшарпанной дверью открылись другие, красивые двери, в проёме появилась изящная лестница, очень высокий потолок и необычная плитка на полу… Пока я стояла, разинув рот от увиденного, выскочила какая-то девица, схватила конвертик и быстро исчезла в «апартаментах», как я сразу мысленно окрестила то, что за дверью. Очутившись на улице, я уже с большим интересом пригляделась к дому: от него веяло уютом и таинственностью. Но на углу дома висела табличка «общежитие городского торга» и вопрос возник сам по себе: «Разве в таком роскошном доме может быть общежитие?»… Потом мне снова пару раз случалось заглядывать в сиренево-яблоневые заросли вокруг дома, чтобы пробраться по тропинке к двери с почтовым ящиком. Но случалось это редко: в общежитии газет никто не выписывал… Да и месяц прошёл.

Дом вятского архитектора И.А Чарушина

… С тех пор прошёл не один десяток лет до настоящего времени. В XXI веке я по удивительному стечению обстоятельств живу неподалёку  от того загадочного дома из детства. К моей радости, название улицы, где он находится, вернулось из «Старой Вятки»: «ул. Пятницкая, д. 15».  А вот о том, чей это дом, я узнала всего чуть больше десятка лет. Никто в моём пионерско-комсомольском детстве не рассказывал ни про него, ни про архитектора Чарушина. Тогда на уроках истории нам вещали всё больше про партийные съезды и ленинские зачёты, поэтому мы искренне не догадывались, что до 1934-го года на карте России была не просто Вятка, а красивый и чистый город. И что люди там жили совсем не обязательно из среды «униженного и оскорблённого» пролетариата. Была настоящая культурная среда, не хуже столичной. А ведь большинство тех, кто воспитан советской школой в Кирове твёрдо убеждёны до сих пор в том, что до революции 1917 года Вятка была ссыльным, грязным и примитивным городом… Слава Богу, мне повезло, мне в жизни встречались удивительные люди именно из «того времени». Они-то и развенчали этот миф, поскольку с такой любовью и почитанием вспоминали о городе Вятке и его обитателях, о богатой музыкальной и театральной жизни, что я им верила и верю. Жаль, что почти никого из них уже нет в живых… Про  большую и дружную семью вятского архитектора И.А. Чарушина и пронзительную, печальную историю разорения дома-усадьбы я узнала от супругов Безверховых. Вот тогда и  поняла, что неслучайной была моя мимолётная детская встреча с этим домом. Судьба?.. 

Фотография дома И.А. Чарушина, сделанная Ольгой Дёминой в 2019 году

Первое, что меня удивило тогда: почему нет памятной доски на этом доме, хотя он является памятником истории регионального значения (Решение облисполкома от 28.03.1983 г., № 6/191)? И вот в конце 2009 года этот дом обрёл первую скромную мемориальную доску «Дом вятского архитектора И.А.Чарушина. 1862-1945 гг.», которую помог изготовить П. Сырцев. Мы с единомышленниками, будущими членами Чарушинского общества,  тогда решили, что стыдно вешать на доме, который еле жив, что-то пафосное и тяжёлое. В снежном декабре 2010 года было официальное открытие и добрые речи. Но не прошло и четырех лет, как на доме появилась уже тайно, без всяких торжеств, вторая, грозного тёмно-серого цвета памятная доска. Говорят, когда её заколачивали между окон, жители умоляли не вешать тяжёлую доску, иначе дом развалится.  Когда я прочитала размещённый на ней текст, мне стало горько и стыдно за тех, кто это «сляпал». Привожу дословно: «Объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения. Памятник. «Дом, в котором  жил талантливый  вятский архитектор Чарушин Иван Аполлонович (1862-1945). Дата постройки: начало XX в. – 1940 г. Подлежит государственной охране. Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовную, административную и иную ответственность». А ведь на этот объект культурного наследия есть специальный паспорт, в котором чёрным по белому указано, что дом построен в 1802 году, что его И.А. Чарушин КУПИЛ в 1895 году, соответственно это был его СОБСТВЕННЫЙ дом (а не дом, в котором «он жил»). Судя по тире в «дате постройки», он чуть не сорок лет строился… Перепутали  дату и датировку памятника и глазом не моргнули. А уж про стандартное «охраняется государством» хочется вспомнить старый анекдот: «Памятник. Охраняется народом от государства»… Мало кто знает, что в 1984 году в «Списке памятников истории и культуры», изданном при участии таких уважаемых организаций, как Кировский пединститут, Кировское общество охраны памятников этот объект значится, как «Дом, в котором жил талантливый вятский архитектор И.А. Чарушин и где провёл детские и юношеские годы художник и писатель Е.И. Чарушин». Когда и почему исчезла вторая часть из названия объекта?  Почему другие названия объектов культурного наследия не изменились с того времени, а здесь произошло сокращение? Кстати, когда я обратилась в администрацию города за разъяснениями по поводу «тёмно - серой мемориальной доски», ответ за подписью и.о. главы города В. Владыкина был классический: «Изменение текста надписи возможно только после проведения государственной экспертизы и внесения изменений в нормативные акты о данном объекте культурного наследия». Вот и проведите эту экспертизу! Выясните, почему возник такой казус. Но дальше – тишина, не до пустяков.  

Уже и не сосчитать, сколько времени мы говорим о том, что Дом -  усадьба Чарушиных должен стать музеем. Неоднократно от имени общего собрания членов Кировского отделения Союза архитекторов России и Чарушинского общества главе города Кирова и Кировской области направлялись письма, в которых излагались весомые доказательства необходимости такого музея и предложения по его организации.

«Особое место в ряду архитектурных произведений И. А. Чарушина занимает его собственный дом, который сохранился и находится по ул. Пятницкой, д.15 г. Кирова. В 1895‑1897 гг. на площади Иоанно-Предтеченской церкви на основе купленной усадьбы архитектор создает уникальный дом и сад. Древняя площадь сохранилась до наших дней в своих исторических границах и окружена архитектурными произведениями мастера (дом, школа, храм). Площадь, несомненно, является памятником градостроительного искусства и должна носить имя достойнейшего представителя Вятской земли – архитектора И. А. Чарушина.

Дом архитектора и усадьба в исторических границах должны стать Музеем архитектуры и градостроительства города, в котором разместится экспозиция материалов исторических периодов градостроительства и архитектуры с XIV до XXI века, творческой деятельности губернских и советских архитекторов, современных и перспективных градостроительных документов, фото-видео зданий и сооружений города.

В течение ряда лет Научный центр кафедры архитектуры и градостроительства Вятского государственного университета проводит исследования и концептуальное проектирование по памятникам архитектуры Вятской земли, среди которых особое место занимают здания и сооружения исторического города и огромное творческое наследие И. А. Чарушина.

При принятии решения о создании и организации Музея архитектуры города Научный центр ВятГУ разработает варианты концепции и экспозиционный план музея, передаст проекты, макеты, документы, видеофильмы по архитектуре и градостроительству города, а также материалы творческого наследия и личные вещи И. А. Чарушина для создания мемориального кабинета.

В основном зале музея будет представлена портретная галерея выдающихся русских и вятских архитекторов и строителей, которые работали на Вятской земле, в том числе портрет (бюст) А. Л. Витберга и его материалы от проекта храма Христа Спасителя в Москве до Александро-Невского собора в Вятке. Впервые в истории будут выставлены градостроительные материалы Хлынова – Вятки – Кирова, исторических городов, ансамблей, зданий, макетов от древнего кремля Хлынова до современных и будущих зданий.
Музей должен стать архитектурным центром постоянной градостроительной выставки города (новый генплан, микрорайоны, проекты застройки, зданий, сооружений и благоустройства), проведения градостроительных советов, работы Вятского общества имени архитектора И. А. Чарушина, конференций, круглых столов, конкурсов, периодических выставок и творческих встреч. Музей достойно войдет в созвездие музеев города».

В 2016 году архитектором А.Писаревым создана архитектурная концепция будущего музея, дизайнером Е.Вавиловой создан фирменный стиль музея, а  нашу инициативу о создании музея поддержал Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева и обратился к нашим «головам». Ответы В.Быкова, В. Владыкина, А.Галицких за все 6 лет практически не отличаются друг от друга содержанием. Область переводит стрелки на город, а город предлагает инициаторам писем о спасении дома архитектора Чарушина … самим расселить жителей дома …за 18 млн рублей. Неинтересно чиновникам нашего города поднять на должную высоту человека, создавшего городу красивое «лицо». Оно, кстати, активно используется на плакатах, в книжках, на грамотах, в открытках в виде символов города: «Магазин купца Клобукова», «Особняк купца Т.Ф.Булычёва», Свято-Серафимовский храм… Прямо у администрации города недавно появился  коллаж, где  в контуре Кировской области  виднеется чарушинский «Особняк купца Т.Ф.Булычёва». Практически все, построенные вятским губернским архитектором и губернским инженером Иваном Аполлоновичем Чарушиным здания, за исключением храмов, разрушенных в разные годы по инициативе советских партийных чиновников, в нашем городе ЖИВЫ! И, между прочим, перед ними стоит снять шляпу, ведь тому же дому Чарушина больше двух сотен лет. Вот как Иван Аполлонович его перестроил и укрепил в 1895 и 1907 годах! Продлил жизнь на век. А что за город останется после сегодняшних равнодушных и циничных чиновников? С хаотично натыканными «там и сям» безликими торговыми центрами, непонятно на каких основаниях выросшими высотками. Город, стыдливо прикрывающий баннерной тканью облупившуюся штукатурку старинных домов… 

Экскурсия по городу

Когда в наш город приезжают важные гости, им организуют «экскурсию по городу». Не все соглашаются: «Да что смотреть в вашем городе, в таких провинциальных городах везде всё одинаково…». Обидно, что многие жители города думают так же и легко соглашаются с этим утверждением. Кстати, я люблю путешествовать и бывала в разных российских и зарубежных городах. Везде посещаю обзорные экскурсии и музеи, и нигде, ни в одном городе НИКТО не рассказывал мне о человеке, который бы спроектировал в одной отдельно взятой губернии(провинции, кантоне) более 500 капитальных сооружений, создал цивилизованное лицо провинциальному городу. Зато везде цепляются за любую персону, на интересе к которой можно привлечь любознательных туристов. Однажды за год до Олимпийских игр ездила на экскурсию в окрестности Сочи, которая называлась «Дом Кошмана». Тема - развитие самого северного чаеводства в мире, которому некто Кошман родоначальник. Так вот, в этом «Доме» две убогонькие комнатушки с советскими фото рабочих чаеводческих плантаций, семьи Кошмана, образцы чая и…коллекция ширпотребовских чайников китайского производства. Нас быстро-быстро провели дальше, на кусочек чайной плантации, пока остроглазые и дотошные москвичи не поняли, что «Вот, собственно, и всё про «Дом Кошмана»…А у нас и дом, и площадь, и храм… Но мы их не замечаем. У нас ежегодно с лёгкой руки любителя «поприкалываться»  над всем вятским Н.Ю. Белых проводятся «Сказочные игры». В сказку поверить куда проще, чем в масштаб реальных личностей родного Отечества.

Мир в семье. Мир семьи.

…Будучи человеком высокообразованным, Иван Аполлонович Чарушин кроме живописи увлекался театром, играл в самодеятельных пьесах, пел (в доме всегда звучала музыка, было несколько роялей, скрипка, все члены семьи музицировали). В доме, созданном им для благополучия семьи, всё было продумано до мелочей. Когда Архитектурный студенческий центр ВГУ под руководством Людмилы Борисовны Безверховой провёл историко-архивные исследования, а студенты выполнили проекты реконструкции дома, открылся не просто замысел талантливого архитектора-художника… Открылся душевный мир семейства, который он пестовал вместе со своей супругой Любовью Александровной, создавая атмосферу домашнего тепла и уюта…Даже я, почтальонка 14 лет, попав в общежитский мир бывшего счастливого дома, почувствовала это тепло и красоту, ведь дом им был напитан на века… Рассказывает Л. Безверхова: «Самая большая комната в доме, окна которой выходили на храм небесного покровителя Чарушина - Иоанна Предтечи, была кабинетом. Под кабинетом - техническое оснащение дома. И тепло, и вода были свои. В гостиной части Чарушин разделяет анфиладу южных комнат аркой прекрасной резной работы. Столовая с выходом на веранду и в сад замыкала анфиладу с восточной стороны. Спальни детей, хозяйственные постройки – в северной части дома. В 1907 году Иван Аполлонович пристроил в северном направлении ещё одну летнюю комнату с изысканной ванной. Ещё были небольшой флигель, сарай-каретник и разнообразные животные-любимцы детей Евгения и Владимира. Весь дом, благодаря увлечению супруги ботаникой, утопал в зелени. А про сад в городе ходили легенды, ведь там росли диковинные для Вятки растения, фруктовые деревья, радовал глаз фонтан, украшенный морскими раковинами…» Известный режиссёр кировского телевидения Римма Яковлевна Лаптева, снимавшая в 2004 г. фильм из серии «Архитектурные истории», передала мне запись воспоминаний бывших жильцов этого дома.

Приведу в пример лишь одно из воспоминаний О.Ф. Жениховой: «Всю свою жизнь я любила тихий переулочек за Предтеченской церковью и свой необыкновенный дом, подобного которому не было во всём Кирове (Вятке).

Когда меня  спрашивали, где я живу или жила, мой адрес я с гордостью говорила: ул. Степана Халтурина, дом 15 кв.3 и с гордостью добавляла, дом архитектора Чарушина.

Все мальчишки и девчонки, жившие в нашем доме, безмерно хвастались и восторгались им. Ну и действительно! Где вы найдёте такое замечательное крыльцо, с резными литыми перилами, с затейливой крышей над ним? Как хорошо было там прятаться от дождя и вести незатейливые ребячьи игры и разговоры! А световой фонарь, возвышавшийся над крышей? А массивная дубовая дверь с деревянными украшениями? И совсем уж мы «убивали» своих сверстников из других домов рассказами о различных «тайных переходах» в стенах между этажами, кухней, о духовом отоплении. Все мы благоговели перед именем «Чарушины», ибо много хорошего и необычного нам рассказывали наши родители, бабушки и дедушки, которые знали эту семью.

Во многих квартирах ещё сохранились во времена моего детства детали отделки различных комнат семьи Чарушиных. Например, в бывшей спальне и кабинете И.А. Чарушина сохранились встроенные шкафы из красного дерева, со множеством ящичков и зеркал, камин. В других комнатах сохранились лепные потолки, росписи стен детской, двери, двери необыкновенно высокие и красивые. А остатки сада, фонтан и громадная веранда с деревянными колоннами, резьбой, балясинами…»

По свидетельству очевидцев, фонтан ещё недавно был жив, но «разобран физматлицеем», находящимся рядом с домом И.А.Чарушина. Вряд ли погружённые в мир высоких технологий лицеисты подозревают о таком почётном соседстве. Пару лет назад они в прямом смысле даже отгородились от Дома, да и сейчас озабочены строительством нового забора… А в прошлом году по велению очередного «надзора» были изувечены, обрублены остатки старинных деревьев на бывшей усадьбы Чарушиных. Ради того, чтобы деревья не повредили детям. Но ведь можно же было их укрепить, как это делается в цивилизованном мире.  Так же отгораживаются и обрубают память о Чарушиных сейчас те, которые дом могли бы спасти. Спасти кусочек патриархальной Вятки, где жили счастливые семьи, которые и являли опору настоящим, а не придуманным ценностям. Я не против сказочных героев, коль это сейчас коммерчески выгодно. Но, может быть, сначала откроем реальных героев своего Отечества, которые без ложного пиетета талантливо творили дело и окружали свою семью, город Вятку красотой и добром. Весь мир признаёт истину: человеку, чтобы вырасти человеком, нужен высокий человеческий же образец. Не секрет, что попавший в среду обезьян человек приобретает обезьяньи качества, а не наоборот. Впрочем, парейазавры у нас уже на каждом шагу. 

Автор: Светлана Бушмелева (Дата публикации: 11.06.2017)

Подпишитесь на нас в: Google Новости Яндекс Новости

Реклама: