Сегодня: 26.06.2024

87.28
93.73
АИ-92 50.5 руб.
АИ-95 55.4 руб.

Следите за новостями:

1251

Как вятские мебель продавали...

Традиции производства мебели на Вятке насчитывают несколько веков

Как вятские мебель продавали...

Подъем мебельного производства традиционно связывают с Великими реформами середины XIX века. Освобождение крепостных крестьян сформировало рынок сбыта и пробудило их предпринимательскую инициативу. В Вятской губернии произошёл рост числа кустарей, занятых столярным и мебельным ремеслом. Количество производимой мебели возросло, постоянно улучшалось и качество. Как результат - вырос объем продаж, в том числе и за пределами Вятской губернии.

К концу XIX века на первое место в отрасли выдвинулся Вятский уезд, в котором столярным ремеслом занималось 983 человека (всего столяров в губернии к концу столетия насчитывалось 2037).

В 4 волостях Вятского уезда (Щербинской, Троицкой, Пасеговской и Югринской) насчитывалось 547 столярных мастерских, в которых работало почти 900 мебельщиков. В остальных 16 волостях губернии работали 92 человека в 66 мастерских. Таким образом на вятской земле сформировался настоящий столярно-мебельный район.

Чем работали? В мебельных мастерских применялся ручной труд и самые разнообразные инструменты. Главной принадлежностью мастерской был верстак, который обычно состоял из двух частей. Верх делался из березовых или дубовых досок. Низ - «подверстачье» - делался из толстых досок, скрепленных прочными деревянными брусьями. Стоимость верстака в конце XIX века колебалась от 6 до 8 рублей.

Мастер не мог обойтись без топора (50 копеек) и набора пил и рубанков.

Инструменты столярные. Вятская губерния, вторая половина XIX века. Фото с выставки в Кировском краеведческом музее
При работе использовались несколько молотков и деревянных киянок. Для обработки и долбления дерева использовали цикли, долота, стамески, клепики, подпилки, рашпили. Таких предметов требовалось несколько для одной мастерской, и стоили они от 30 до 50 копеек за штуку.

Для сверления отверстий использовали коловорот с несколькими сверлами. В мастерской в обязательном порядке было много вспомогательных инструментов: шила, отвертки, кусачки, струбцины, сколотины, аршины, циркули и кронциркули, реймусы, угольники и прочие.

Деревянные части инструментов мастера делали сами, железные же приходилось покупать. Ими пользовались бережно, а по истечении срока службы переделывали в другие.

Лист из альбома исполнительных чертежей мебели. Издательство Вятского губернского земства. г. Вятка, 1911 г. Из фондов Кировского областного краеведческого музея
Как работали? В производстве мебели выделяли несколько важных операций. Одним из главных этапов была сушка, которая занимала от трех месяцев до двух лет. После просушки заготовки обстругивали, шлифовали шкуркой или пемзой, красили, лакировали, полировали.

Из досок склеивали щиты, которые скрепляли в целое изделие: при соединении досок под прямым углом в одном конце щита выпиливали шипы, в другом – гнезда для них.

Токарные части в мебели (ножки для столов, стульев, столбики для этажерок, пилястры, украшения для карнизов) делались в той же мастерской или отдавались под заказ специалистам-токарям.

Нарезка деревянных винтов и гаек для скрепления разных частей изделия производилась специальными приборами: у хороших мастеров вентельнями и метчиками, остальные мастера делали от руки – ножом.

Важным этапом была фанеровка, когда разогретую дощечку (сулагу) плотно прижимали к фанере, что позволяло клею равномерно распространиться и надежно соединить деревянные поверхности.

Внутренние части изделия отделывались до сборки. Внешнюю часть циклевали, шлифовали пемзой, натирая поверхность дерева поперек слоев, вдоль и кругами. Затем поверхность покрывалась проклейкой (жидким клеем) и после просушки снова шлифовалась пемзой.

Когда поверхность становилась совершенно гладкой, приступали к окраске. Простое дерево красили под орех, используя порошок умбры (пигмент из глины). Затем сверху наносился узор голландской сажей, имитирующий сучки и волны дерева.

Специальной фланелью убирали лишние частицы краски и покрывали поверхность лаком на спирту.

Завершающим этапом в производстве мебели была полировка. Кусок войлока смачивали политурой и оборачивали чистой тряпкой, поверх которой наносилось масло. Этой полировкой, не останавливаясь, мастер быстро натирал поверхность вещи кругами. Полировали по нескольку раз, пока поверхность не приобретала ровный зеркальный блеск.

Ручка мебельная литая. Вятская губерния, конец XIX века, металл. Из фондов Кировского областного краеведческого музея
Как продавали? В продаже мебели были свои традиции. К примеру, столы продавались «ставками»: три стола различных размеров - большой, средний и малый — вставлялись друг в друга, как матрёшки. Так их было гораздо удобнее транспортировать.

Губернский город Вятка был важным пунктом сбыта столярно-мебельной продукции. Здесь торговали круглый год. Оживлялась торговля с осени, высшего подъема достигала к концу января, а с февраля объемы продаж резко снижались, к концу апреля затихая почти полностью.

Торговали в Вятке на площади Александровского собора еженедельно по субботам, иногда по вторникам. По первому снежному пути в Вятку съезжались из разных местностей скупщики, в основном это были мелкие торговцы. Они закупали мебельного товара до 10 и более возов. Изделия продавались за наличный расчет. Кредит был возможен, но только между знакомыми кустарями и скупщиками, и не более 20 рублей.

Крупные скупщики – вятские купцы – имели большие мебельные склады и торговали круглый год. Таких мебельных кустарных складов в Вятке к концу XIX века было пять. Причём поступала сюда мебель средней категории — не дорогая, но и не дешёвая. Здесь можно было купить как отдельные предметы, так и мебель для полной квартирной обстановки.

«Складчики» возили мебель по ярмаркам: Великорецкой, Сунской, Котельничской, Алексеевской. Самой важной была Семёновская ярмарка (25 августа – 1 сентября).

На дальние ярмарки (Ирбит, Нижний Новгород, Мензелинск) складчики не ездили. Этим занимались перекупщики. Гужевой транспорт доставлял мебель в Пермскую и Олонецкую губернии. Непроданную мебель назад не везли, опасаясь поломок, и отправляли на хранение. Для этого арендовали амбары у местных жителей.

Торговый караван на Волге г. Самара, конец XIX века. Из открытых интернет-источников
Значительную часть мебели сплавляли вниз по реке Вятке (до начала 1880-х годов – до строительства железной дороги – это был самый главный путь вывоза за пределы губернии).

Как учили мастерству? В обучение брались мальчики 14-15 лет, учились до достижения 18-20 лет.

Хозяин обязывался по истечении четырех лет выдать ученику всю верхнюю летнюю и зимнюю одежду (шапку, картуз, сапоги, валенки, парадную поддевку и полушубок). Комплект одежды стоил примерно 25 рублей. Иногда труд ученика оплачивался: первый год – бесплатно, второй год – 3 рубля, третий год – 6 рублей, четвертый год – 9 рублей.

Вятский уезд, дер. Оверинская, 1900-е гг. Из фондов Кировского областного краеведческого музея
Дети кустарей-столяров ежегодно делали большое количество игрушек. Особенно большой поток изделий маленьких мастеров приходился на праздник «свистуньи», который отмечали на Вятке на четвертой неделе после Пасхи. В течение трех дней дети сами бойко сбывали свой товар.

Благодаря оптимальному соотношению цены и качества своей продукции вятские мебельщики-кустари нашли свою нишу на российском рынке и успешно конкурировали за потребителя.

В собрании Кировского областного краеведческого музея имени П.В. Алабина хранятся лучшие образцы из коллекции старинной мебели. Многие из них можно воочию увидеть в выставочных залах.

Проект реализует Кировский областной краеведческий музей им. П.В Алабина

Подпишитесь на нас в: Google Новости Яндекс Новости

Реклама: