В 2012 году на страницах журнала «ТДТ» прошла серия моих публикаций под рубрикой «Время Ч». Мне искренне хотелось, чтобы люди, живущие вместе со мной в одном городе, посмотрели на город по-другому, увидели в нём почерк удивительно глубокой и интересной личности, архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина.
За пять лет появились новые материалы, нашли воплощение некоторые идеи, родились разные мысли. Сейчас на эти статьи я смотрю, конечно, другими глазами и, разумеется, буду в них что-то менять. Не будет только анекдотов или легенд, это не мой жанр. Тема остаётся прежней: жизнь и судьба И.А. Чарушина. События и факты, о которых я собираюсь рассказать, составляют мою точку зрения, это моё ЛИЧНОЕ ДЕЛО.
Часть 1: Бездомный Чарушин
Сколько нужно времени, чтобы люди, пропустив через какое-то условное сито историю родной земли и незаурядных личностей, её населявших, отделили бы зёрна от плевел?.. Со дня рождения талантливого вятского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина прошло ни много - ни мало - 155 лет... Уже не осталось в нашем городе ни его родственников, ни его коллег, но пока живы его творения: в Вятке, Кукарке, Воткинске, Ижевске, Елабуге, Слободском, Орлове, Вахрушах…Они продолжают жить, как будто выполняют какое-то своё предназначение: «придёт время и придёт осмысление человеческой судьбы великого Мастера».
На удивление быстро в советские годы было забыто наследие Ивана Аполлоновича Чарушина, единицы занимались исследованием его творчества. До сих пор более или менее достоверным источником знаний о его жизни и творчестве, изданным в нашей области, остаётся миниатюрная книжка кировского архитектора Бориса Зырина «Архитектор Чарушин». А вот это удивительно: маленькая книжка про человека, масштаб личности которого как минимум всероссийский. Когда волею судьбы мне пришлось прикоснуться к судьбе выдающегося земляка, стало отчаянно стыдно перед Мастером за это неблагодарное забытьё длиною в десятки лет. Такие личности, как архитектор Чарушин, нужны нам сейчас особенно, чтобы понять прошлое и научиться жить в настоящем созидая, а не разрушая.
Прожив на вятской земле не один десяток лет «от рождения до наших дней», ещё совсем недавно я не могла даже представить, какой необыкновенный мир может открыться вместе с прикосновением к творчеству вятского рода Чарушиных. К ним относится как первый вятский живописец с академическим образованием Дмитрий Яковлевич Чарушин, так и целая художественная династия в лице Ивана Аполлоновича, его сыновей Евгения Ивановича, Владимира Ивановича, дочери Екатерины и внучки Екатерины, внука Никиты, правнучки Натальи, праправнучки Евгении… И чем больше узнаю, тем больше задаюсь банальным вопросом о том, кто и когда решил, что Чарушиных нужно забыть?.. Да так крепко, что до 2009 года заросшую в прямом смысле быльём могилу Ивана Аполлоновича приводить в порядок пришлось людям в погонах. Мы гордимся Васнецовыми, но, мне кажется, и Чарушины - оба талантливейших вятских рода - должны звучать одинаково весомо в разноголосой истории вятской земли. И почему уже много лет тратится немало средств на «туристический потенциал» далёкого села Рябово, а в столице Кировской области – в Вятке, у всех на глазах, рушится родовое гнездо Чарушиных? Дом на единственной, сохранившейся до наших дней древней площади, с доминантой «в лице» Иоанно-Предтеченской церкви (которую в своё время тоже перестраивал Иван Аполлонович). Почему-то ни один городской указатель не ведёт к Дому Чарушина, ни в каких туристических картах этот дом не значится. Зато на сувенирах нашего города только и мелькают здания, построенные по его проектам. Парадокс?
Но пришло время объяснить, почему именно вятский архитектор Чарушин стал для меня лично и для всех, кто прикоснулся к его творчеству и проследил его судьбу, «величайшим открытием 21-го века». Иван Аполлонович – настоящий вятчанин, уроженец города Орлова, сын вятского чиновника и дочери орловского купца. Сейчас ведётся много разговоров о том, что из области уезжает молодёжь, умная и дерзкая, некая «культурная прослойка». Но на то она и молодёжь, чтобы искать новые горизонты. И раньше уезжали, и сейчас. Так же, после обучения в Вятском реальном училище, уехал в столицу Иван Чарушин, учиться на архитектурном отделении Петербургской Императорской Академии художеств. Блестяще его закончил и получил звание архитектора-художника I степени с правом проектирования в столицах! Для того времени это право было высочайшей оценкой таланта и предоставлялось далеко не каждому выпускнику Академии… Но Чарушин отказывается и от заграницы, и от столиц. Почему? Загадка так и осталась до сих пор неразгаданной…Он едет на остров Сахалин, где получает практический опыт проектирования и строительства различных, как сказали бы сейчас, «социально – значимых» зданий, и, (внимание молодым и дерзким!), возвращается на родную Вятку, став к тому времени высокопрофессиональным специалистом. Чтобы…остаться в ней и с ней навек. В прямом и переносном смысле, потому что здесь он служил любимому делу почти 50 лет! К 1917 году Чарушин находился в расцвете творческих сил, занимал высокое служебное положение губернского инженера, имел чин статского советника (кстати, обращались к нему в таком случае не иначе, как «Ваше высокородие!»). Он был уважаемым человеком, награждённым орденами: Святого Владимира IV степени, Святой Анны II и III степени, Святого Станислава III степени и медалью «В память царствования Царя – Миротворца» (Александра III), возведён в потомственное дворянство за собственную деятельность и службу отца и деда. Он пригодился здесь, на родной земле, остался её преданным подвижником. Хотя ему и пришлось пережить кошмар 20-ых годов прошлого века, когда его собственный дом «уплотняли» «совдепы» и «вандалы» (так он называет местную власть в письмах к Н.Г. Машковцеву). Чарушин боялся покинуть свой дом даже на день из-за страха остаться на улице…
Но в своей работе (воистину во благо Отечества!) он всё-таки придерживался только одного принципа: «власть приходит и уходит, а любимое дело, которому ты служишь, остаётся с тобой до конца…». В начале 20-го века Чарушин внёс неоценимый вклад в развитие Вятской губернии. Обладая безупречным художественным вкусом и практическим строительным опытом, он кропотливо и основательно созидал храмы и учебные заведения, промышленные здания, жилые дома. Если учесть, что все чертежи, все проекты созданы «ручным способом», потрясает невероятное усердие Мастера. Будучи на пике творчества, он как будто торопился создать больше красоты вокруг… Учитывая размеры Вятской губернии в начале 20 века, потрясает величина ответственности, которую предусматривали его дореволюционные должности. А ведь передвигаться по губернии приходилось, между прочим, на лошадях! Да ещё не чужд был Иван Аполлонович общественной деятельности: гласный городской Думы, один из совладельцев городского концертного зала, «бесплатный» помощник Герценке с ремонтными делами…
Среди построек только в городе Вятке до сих пор радуют глаз «Магазин купца П.Клобукова» (сейчас Колледж музыкального искусства им. И.В. Казенина), Свято-Серафимовская церковь, «Вятское отделение Русского для внешней торговли банка» (сейчас здание Центробанка), «Вятский городской общественный банк Фёдора Веретенникова» (в советское время – Дом Красной Армии, Дом офицеров, а сейчас здание ожидает реконструкцию под размещение в нём Военно-исторического общества), «Пансион мужской гимназии» (главный корпус ВГГ), «Казённый виноочистительный склад» (бывший завод Крин) и др. А как не вспомнить про памятник истории и культуры регионального значения «Здание, в котором размещался штаб 3 Армии Восточного фронта», известный в народе как «Особняк Т.Ф. Булычёва»? Для многих жителей города он до сих пор остаётся самым красивым зданием, как города Вятки, так и современного Кирова. За кадром (читай: за пределами бывшей губернии) остаётся красивейшее здание бывшего епархиального училища (сейчас пединститут) в Елабуге, восстановленный по проекту Чарушина уже в наши дни Михайло-Архангельский собор в Ижевске... А советские постройки, которые тоже удачно вписались в архитектурный облик нашего города, хотя их характер совсем другой?... По-советски монументальный, лаконичный городской стиль, близкий конструктивизму и духу времени, в котором слышится барабанная дробь пионерского отряда и ощущается сильный порыв ветра, сбивающего с ног тех, кто «не в ногу»… Гостиница «Центральная», «Старый» универмаг, колхозный рынок на улице Октябрьской, дом для работников НКВД на углу улиц Ленина и Герцена, 4-х этажный жилой дом Машстройзавода, заводские корпуса предприятий Вяткожтреста в Береговом районе Кирова…
В архиве ГАСПИ КО хранится удивительный документ, датированный 7-ым октября 1927 года. Это обращение в Центральный комитет Союза строительных рабочих «О ходатайствовании архитектору-художнику Чарушину звания Героя Труда». Не могу не привести цитату из этого поистине уникального документа: «…Отдавая должное заслугам т.Чарушина в области строительства кожевенной промышленности и признание во внимание его непрерывную, полезную работу по строительству на государственной службе в течение более 27 лет, а так же учитывая его многостороннюю общественную деятельность, подтверждённую многими наградами в центральных учреждениях и организациях, настоящим Вяткожтрест поддерживает с своей стороны перед Ц.К.В.С. Строительных Рабочих ходатайство Вятского Губпрофстроя – о присвоении т. Чарушину вполне заслуженного им звания «Герой Труда». Неизвестно, был ли отправлен этот документ по адресу и был ли на него ответ, но совершенно очевидно, что даже в то непростое время становления советской власти, архитектор Чарушин был почитаем своими современниками. Можно лишь предположить, что царские заслуги помешали признать его, казалось бы, настоящий, советский энтузиазм и трудолюбие…
С высоты сегодняшнего торопливого века мы никогда не сможем до конца осознать великую катастрофу незаурядного Мастера, который ради верности своему любимому делу вынужден был наблюдать падение (в прямом, а не в переносном смысле) своих творений в угоду сиюминутным решениям революционной власти. Он выдержал унижение и травлю местячковых заправил. Но сам никогда не опустился ниже той планки Героя Труда. Только почему –то за сто лет вятчане-кировчане так и не прозрели, и Чарушин до сих пор остаётся «бездомным»…
Автор статьи: Светлана Михайловна Бушмелева, председатель Кировской региональной общественной организации «Вятское общество имени архитектора И. А. Чарушина» (Дата публикации: 20.05.2017)
Фото: tdt.info