Павел Николаевич родился в селе в Усть-Чепца в 1867 году. Сейчас это город Кирово-Чепецк. Отец его был сельским псаломщиком, но все дети получили образование.
Павел Луппов очень рано научился читать и был одаренным ребенком. Он учился в Вятской семинарии, а затем Казанской духовной академии. Юноша считал, что не должно быть такого народа, у которого нет истории.
"П. Н. Луппов" слева, "Село Усть-Чепца" справа.
Его заинтересовали удмурты. Все по тому, что целое лето он провел в селе, где проживало немало людей этой народности. Он наблюдал за их бытом и обычаями, а также изучал язык, который ему помогал постигать и переводить его друг.
Именно поэтому Павел Николаевич принял решение серьезно заняться историей удмуртов и стал собирать архивные материалы об удмуртском народе. Кое-что ему удалось найти в архивах семинарии. В своей биографии он описывал, что нашел архив в ужасном состоянии. Многие документы были разбросаны на полу. Ему удалось привести все в порядок. На это ушло 4 месяца.
Уже в 1894 году студент Луппов приступил к составлению первого научного труда по истории удмуртского народа. На сайте blagoslovi.ru сообщается, что в 1898 году диссертация «Христианство у вотяков…» была представлена в Совет Московской духовной академии. На защите, состоявшейся 7 декабря 1899 года, оппонент – выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский сказал, что «магистерская диссертация Луппова представляет собой явление выдающееся по полноте и обстоятельности изучения источников данного вопроса…Редкую книгу мне приходилось читать с таким удовольствием…»
Кстати, защита диссертации затянулась потому, что Луппов стал фигурантом громкого судебного дела о жертвоприношении. В «Муланском деле» Павел Николаевич пытался доказать, что нет никаких документальных доказательств, что у удмуртов была традиция приносить в жертву людей. А дело было так: в селе Старый Мулан Малмыжского уезда было обнаружено тело человека. Лето было засушливое и было похоже, что это был обряд жертвоприношения, для того, чтобы пошел дождь. Луппову удалось доказать, что удмурты невиновны и все подозреваемые в этом деле были отпущены.
«Доктор церковной истории, прекрасный знаток архивов, Павел Николаевич Луппов пользовался уважением в научном мире. И не случайно в сентябре 1918 года его приглашают на работу в Московское областное архивное управление, вскоре преобразованное в Главное управление архивным делом. В декабре Луппова командировали в Вятскую губернию для осмотра и приведения в порядок местных архивов».
Павел Луппов никогда не стеснялся заниматься историей родного края. Он считал, что история России начинается с маленьких губернских историй.
В 1919 году Павла Николаевича утверждают в должности председателя Вятского губернского архивного комитета. Во главе архивного дела Луппов стоял в течение пяти с половиной лет.
Павел Луппов написал более 250 книг и статей. Уникальная книга «История города Вятки» была издана после его смерти в 1958 году.
Книга "История города Вятки" и и рукописи Луппова.
«Высшей аттестационной комиссией Всесоюзного комитета по делам высшей школы и научных учреждений П.Н.Луппову была присвоена учёная степень доктора исторических наук без защиты диссертации. Произошло это в июле 1944 года. ТАСС в своём сообщении об этом событии назвало Павла Николаевича крупнейшим исследователем истории народов, населяющих северные районы нашей страны. 5 мая 1945 года учёному присвоили звание «Заслуженный деятель науки Удмуртской АССР». Умер Павел Николаевич Луппов в Ленинграде 2 февраля 1949 года».
Павел Луппов считал, что краеведение должно стать школьным предметом.
В 1992 году на его родине, в городе Кирово-Чепецке, на месте, где когда-то стоял дом Лупповых, установили мемориальную доску.